оптимизм

Главная » Статьи » Путешествия

Скандинавия - год 1999 - часть первая

Скандинавия - год 1999 - туризм и политика

В то время, о котором я хочу рассказать, Европа не была еще такой запуганной многочисленными терактами на своей территории, а государства Скандинавии вообще считались оазисом спокойствия, благополучия и, особенно, толерантности.

Дания уже не первый год возглавляла список стран мира по уровню жизни. Швеция была известна как "государство победившего коммунизма" - прежде всего при этом имелась в виду отличная социальная поддержка населения.

Норвегия, одна из богатейших стран, благодаря огромным запасам нефти, могла себе позволить вести "независимую" политику. Правда, в основном, на словах.

Для нас, выросших за "железным занавесом" Советского Союза, когда - то достаточно было соседней Финляндии, как символа капиталистического процветания. А все что там, за ней уже переходило за грань реального существования.

И вот эта грань преодолена. И что? А ничего.

Как и везде, свои проблемы, своя жизнь, своя борьба за выживание в ней.

Прежние идеалы медленно растворились, а, может быть, мы изменились.

Изменились и по возрасту, и по среде обитания, и по накопленному за это время жизненному опыту.

Та наша поездка по Скандинавии оказалась не простым вояжем с осмотром достопримечательностей и сопутствующим им магазинов. Этот тур сопровождался калейдоскопом забавных происшествий, необычных встреч и других "интересных" событий, создававших тогда серьезные проблемы, но при этом оставляя незабываемые впечатления.

Необычный полет

Приключения начались уже в аэропорту.

Фирма ALITALIA везла нас в Копенгаген не прямо, а с пересадкой.

Из - за задержки миланского рейса мы опоздали на второй, датский. Опоздали всего на двадцать минут, но самолет уже был в небе и возвращаться за нами не собирался.

Следующий рейс завтра утром.

Поэтому всем пассажирам выдали багаж и персонал миланского международного аэропорта "Мальпенса" растворился где - то в помещениях огромного терминала.

На весь зал прилета остался один полицейский, который долго отбивался от пассажиров нашего рейса, говоря при этом, что он к аэропорту не имеет никакого отношения. Потом и он куда - то спрятался.

Во всем терминале не нашлось ни одного человека, который бы смог объяснить раздраженной, уставшей толпе, что им делать дальше.

Большая часть пассажиров летела до Парижа, группа молодежи опаздывала на свадьбу в Швейцарию - в общем - кто куда.

Но, как оказалось, про нас совсем и не забыли.

Совершая броуновское движение по пустым в этот поздний час залам аэропорта, мы случайно обнаружили небольшой оффис, где и получили что - то вроде ваучера на автобус и направление в отель. Все было сделано довольно четко, но просто забыли нам сообщить про это. Кто нашел, тот нашел, однако, в итоге, никто не потерялся. Наконец едем в автобусе видимо в сторону Милана и я уже строю планы, как использовать эту ночь для осмотра незапланированной достопримечательности.

За стеклом мелькали редкие огоньки, но их становилось все меньше и меньше.

Мы ехали уже довольно долго. Спустя час наш автобус остановился на площади перед большим отелем. Кроме освешенной стоянки, все вокруг было погружено в темноту.

Поселившись в огромной роскошной комнате, мы сразу отправились осматривать Милан, или, скорее всего, его пригород.

По периметру площади и дальше по шоссе просматривались в темноте силуэты огромных вилл, окруженных высокими каменными оградами, обвитыми плющом. Даже при свете редких фонарей все это выглядело красиво и романтично.

Было уже почти два часа ночи когда мы вернулись в свой номер, так ничего не увидев, кроме запертых ворот и высоких заборов, окружавших виллы.

В регистрации нам сообщили, что рейс на Копенгаген в девять часов утра, а отъезд в аэропорт не позже семи.

Проснувшись утром, я подошел к окну, задрапированному тяжелыми, золотистого цвета шторами.

На спинке кровати обнаружились небольшие кнопки. При их нажатии, шторы медленно раздвинулись, и перед глазами предстала картина, глядя на которую не верилось, что это не театральная декорация, а реальный вид из окна.

Как выяснилось, мы находились совсем и не в Милане, а на берегу озера Комо, в итальянских Альпах, на границе со Швейцарией, недалеко от города Лугано.

Наше окно выходило прямо на горную цепь, с возвышаюшимися то тут, то там заснеженными вершинами, а внизу, вокруг озера были разбросаны те самые виллы, которые мы видели ночью.

При дневном свете они смотрелись еще романтичнее.

Ровно в семь часов утра мы уже были в автобусе.

Народ с нашего рейса медленно подтягивался, да и куда им было торопиться. У "парижан" отлет в двенадцать часов, а у других "опоздавших" - еще позже.

Было уже почти восемь, когда наш автобус двинулся в сторону миланского аэропорта.

Огромный зал регистрации был заполнен пассажирами - негде даже поставить чемоданы. К стойкам тянулись длинные змеи очередей. До вылета оставалось десять минут.

Как мы бежали по огромному терминалу! Трап уже был убран, двери самолета закрыты. Нас довезли на багажной тележке и по небольшой, технической лесенке провели в самолет и мы двинулись к цели нашего путешествия - столице Датского королевства городу Копенгаген.

На берегу пролива Орезунд

Город изумрудных парков, город каналов и мостов, город с которым связано имя великого сказочника - Ганса Христиана Андерсена.
Королевский дворец четырьмя своими зданиями окружает площадь, покрытую брусчаткой. Ежедневно, в полдень здесь происходит смена караула - со всеми соответствующими атрибутами - специальной гвардейской формой солдат, маршировкой с четко отработанными движениями и отрывистыми командами офицеров.

В это время туристов здесь очень много, площадь заполнена почти до отказа. И на всех - один полицейский.

А мы продолжаем осматривать город.

Здание парламента. Оно построено в 1927 году в стиле старинных датских замков.

Символ государственной власти - это квадратное в плане соружение, внутри которого большой двор.

Здесь вообще не видно никакой охраны, можно войти внутрь, прогуляться по зданию и никто не спросит тебя о цели визита в это правительственное учреждение.

Кстати, сам двор проходной, кратчайшая дорога между двумя улицами. И этим удобством очень интенсивно пользуются местные жители и туристы.

Второй, последний, вечер решено было закончить посещением парка "Тиволи", одной из главных достопримечательностей города. По площади он небольшой и днем очень напоминает парки культуры и отдыа в СССР времен тридцатых - пятидесятых годов прошлого века.

Но с наступлением темноты, все меняется - специальная подсветка зданий, фонтанов и аттракционов создает фантантическую по красоте картину.

У входа на сцене симфонический оркестр играет, в основном, марши и легкую классику.

Есть в парке и кое - что необычное, например дом сказок Андерсен - что - то вроде выставки кукол. Подземный поезд везет посетителей вдоль отделений, каждое из которых посвящено одной из сказок, знакомых с детства и, поэтому, узнаваемых с первого взгляда.

Но кульминация вечера в парке "Тиволи" - это конечно салют - картина незабываемая.

Как принимают звезд Голливуда

По традиции, бросив монетки в один из подсвеченных фонтанов, мы вышли из парка на широкий проспект Вестерброгаде. Было около десяти часов вечера, но улица заполнена народом, в основном туристами.

Здесь и на прилегающей Ратушной площади - основное место встреч копенгагенцев и гостей города, а парк "Тиволи" расположен как раз на этом углу. Яркое освещение, множество реклам, кафе, рестораны, знаменитая "Башня Погоды", где на вершине время от времени выплывает позолоченная скульптура дамы - если она с зонтиком, то завтра погода будет пасмурной и дождливой, хотя на самом деле все оказалось наоборот. Тут же, на этой башне, огромный светящийся градусник, причем максимальная температура, которую он может показать - двадцать градусов - видимо здесь больше и не надо.

Пройдя несколько десятков метров по Вестерброгаде, мы увидели у входа в кинотеатр небольшую толпу, стоявшую с двух сторон широкой красной дорожки, проложенной между входом в здание и длинным лимузином, который охраняли два огромного роста чернокожих верзилы. По обеим сторонам дорожки стояли большие напольные вазы с цветами. Здесь же крутились странные личности, увешанные фото и видеоаппаратурой. Все кого - то ждали. Остановились и мы.

Внезапно все начали аплодировать, а из кинотеатра вышла... одна из известнейших звезд Голливуда и направилась в сторону лимузина.

Если бы не весь этот ажиотаж, то я не очень бы и поверил, что это и есть киноактриса, знакомая всему миру. Настолько внешне велика была разница на экране и в жизни.

В холле кинотеатра было пусто, но висевшие на стенах афиши, подтвердили, что сегодня состоялась премьера фильма с той самой актрисой в главной роли.

Мы уже направились было к выходу, но вдруг услышали в глубине здания какой - то шум и пошли посмотреть, что там происходит.

За холлом начинался балкон, нависавший над большим фойе, заставленным столиками с едой и напитками. Здесь только что закончился банкет по случаю презентации фильма.

Внизу толпилось множество людей, в основном, судя по аппаратуре, корреспондентов. Отпихивая друг друга, они прорывались к столам, хватали все подряд, часть съедали, а остальное быстро запихивали - иного слова я не подберу - в сумки, пакеты и во все другое, в чем можно было унести что - нибудь со столов.

Пол был усеян осколками битой посуды, растоптанной едой, но никто не обращал на это внимания. Воспитанные, аскетичные, образованные датчане боролись за бесплатную еду, начисто забыв о пропагандируемой ими же европейской культуре.

Сверху, с балкона, казалось, что мы находимся в театре на спектакле. Но это была правда жизни, происходившей в центре одной из самых обеспеченных и высокоразвитых стран мира.

На улице, перед входом в кинотеатр, лежала смятая красная ковровая дорожка, заваленная землей и осколками разбитых горшков с цветами. Уличная толпа проходила мимо, стараясь не наступать на эту грязь. Премьерный показ нового голливудского фильма закончился, кинозвезда отбыла и жизнь продолжалась.

А утром мы проснулись...

Утром мы проснулись в очень хорошем настроении и долго нежились в постели, вспоминая вчерашний поход в парк "Тиволи".

Сегодня во второй половине дня мы отплываем на пароме в Норвегию, в Осло, где у нас была заказана машина для дальнейшего путешествия по Скандинавии.

И тут вдруг мы вспомнили, что оставили дома все наши водительские права.

Дальше события стали развиваться со скоростью немых фильмов начала двадцатого века.

Мы бросились звонить домой, обратились в регистрацию отеля, с просьбой связаться с фирмой по прокату автомобилей в Осло.

В итоге, после всей этой круговерти, у нас на руках оказался, присланный из дома по факсу, клочок бумаги со снимком половины одних прав и где, при большом желании, можно было что - то разобрать. И с этим документом мы и отправились на пароме в Осло.

Рано утром наш паром медленно вошел в фиорд, где и расположена столица Норвегии.

Оставив все свои чемоданы в камере хранения порта, мы отправились на поиски отеля.

Осло - город сравнительно небольшой, гостиниц не так уж много и найти свободную комнату, особенно в конце недели, непросто.

В итоге удалось получить номер на одну ночь в довольно потрепанном отеле, который, по случайности, находился прямо напротив фирмы, где и был заказан наш автомобиль.

С правами все обошлось - сотрудники получили предупреждение из отеля в Копенгагене. Но нас ожидала другая проблема, вполне типовая для подобного рода фирм.

Заказанного нами автомобиля, маленького и дешевого, у них не было и клерк, десять раз извинившись, предложил нам другой, марки "Вольво", представительского класса и без всякой доплаты.

Выехав на этом роскошом автомобиле с подземной стоянки, наше семейство взяло курс на морской порт, забрать багаж из камеры хранения..

По дороге, решив остановиться и припарковаться задним ходом, я обнаружил, что не могу это сделать. Просто не имею понятия, как сделать реверс на этом "монстре". А до порта нужно было проехать через весь центр Осло и еще вернуться назад.

Тогда на ходу решили так - ехать прямо в порт, забрать свои чемоданы, а затем вернуться назад в фирму, а там будет видно. Но, при возвращении нас ждал еще один сюрприз - ни одного свободного места для парковки. Недолго думая, я загнал "Вольво" на тротуар, прямо под окна нашей фирмы по аренде автомобилей.

Такое "вольное" поведение в Осло считается, мягко говоря, очень необычным. А тут я включил еще и аварийные огни.

В течении нескольких секунд из оффиса выскочил, судя по комбинезону, автомеханик. Глаза круглые, взгляд испуганный. На вопрос о том, что случилось, я, тоже волнуясь, выпалил вместо "HELP AS" - помоги нам, "SAVE AS" - спаси нас, то есть что - то вроде сигнала "SOS".

От этого механик впал в полуобморочное состояние и тихим, испуганным голосом спросил, что же все - таки случилось.

Услышав причину нашего возвращения, он, конечно, все объяснил и потом еще несколько раз переспросил, не случилось ли что - нибудь еще. Наконец, с трудом переварив всю информацию, он велел немедленно съехать с тротуара, пока не появилась полиция с ее огромными штрафами.

Полицию, конечно, там еще надо было хорошо поискать, но не стоило испытывать судьбу.

И мы, переехав на противоположную сторону площади, припарковались около нашего отеля на вполне законных основаниях, то - есть как его гости.