оптимизм

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 22.09.2017, 23:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Путешествия [55]
Фотогалереи для раздела "Путешествия" [10]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Главная » Статьи » Путешествия

Челябинск - обратный билет - часть вторая
3

Центр

 []
На фотографии - "Сфера любви" - один из символов Челябинска


Проспект Ленина

"Проспект Ленина ранее представлял собой отдельные улицы - Южный бульвар - восточнее нынешней площади Революции и улицу Болгарская (Сербская) - западнее площади, которые вместе с переименованием в 1920 году были объёдинены в улицу Спартака.
Переименование в 1960 году улицы Спартака в проспект Ленина, с одной стороны, приблизило город к стандартам советских городов-миллиоников (миллионник с 1976 года), где именно так почти всегда называется главная улица, однако определённо убавило городу топонимической индивидуальности.
Одновременно с переименованием улицы Спартака путем присоединения к улице Свободы была ликвидирована улица Ленина".
"Википедия"

 []

Среди паутины улиц и перекрестков центральной части Челябиска этот занимает особое место.
Зднсь встречаются две крупнейшие транспортные магистрали города - север - юг - улица Свободы и восток - запад - проспект Ленина.
Будучи долгое время "пасынком" по отношению к своей "ампирной" соседке, сегодня улица Цвиллинга стала более престижной и удобной для жизни.
Здесь застроены последние свободные территории в районе вокзала. Но не это главное.
Дело в том, что, относительно спокойная, улица Свободы вошла в состав внутригородского транспортного кольца, которое, огибая центр, соединяяет многочисленные жилые массивы, бурно развивающегося Северо - Запада, промышленные зоны Севера практически со всей южной частью Челябинска.
Проезжая часть улицы Свободы реконструирована, что не скажешь о добротных зданиях по обе стороны нового "шоссе". Да, так придется теперь называть когда - то тихую, "троллейбусную" улицу.
Сегодня эти "ворота в город" имеют довольно потрепанный вид. Но, как говорят, красоту ничем не испортишь. И первые реконструированные дома это подтверждают.

 []

Проспект Ленина - уже совсем другой уровень. Здесь разговор о ветхости и запущености просто неуместен. На главной улице одного из крупнейших российских городов иные цены и, соответственно, иное состояние зданий.

 []
На фотографии - проспект Ленина ночью


На проспекте находятся здания, составляющие "Имперскую" гордость Челябинска.
Примерно до конца сороковых годов прошлого века в городе практически не занимались архитектурным проектированием. Небольшие конторки выполняли работы по привязке зданий к местным условиям. Такого понятия, как "архитектурная школа" здесь не существовало. Имеется в виду не учебное заведение, а стиль работы группы единомышленников.
Положение изменилось после высадки "десанта", состоящего из выпускников Московского архитектурного института. Почти всех "молодых специалистов" выпуска 1947 года направили в один город. Некоторые, отработав положенный срок, уехали. Но большая часть осталась, впоследствие создав в Челябинске свою "архитектурную школу" довольно высокого уровня.
Ранее, в "додесантный" период, всем архитектурным и инженерным проектированием в городе занимались ленинградские специалисты, в основном из института "Гипрогор". "Подкрепление" прибыло вовремя.
Встреча этих двух мощных "потоков" - московского и ленинградского - не могла не сказаться на облике города.
У каждой "школы" были свои традиции. А встретились они в период, когда "Сталинский ампир" не только считался официальным стилем, но и находился в процессе перехода на свою высшую, самую роскошную, стадию.
Союз двух крупнейших архитектурных школ страны придал городу столичную масштабность.
Проспект Ленина становится "витриной" Челябинска. Здесь собраны здания почти всех архитектурных стилей, применявшихся в течении двадцатого века. Строгий, аскетичный конструктивизм переходит в, пока еще робкий "ампир", который, со временем, набирает силу и, к середине пятидесятых годов прошлого века, становитя господствующим.
Перекресток с улицей Свободы расположен в средней части семикилометрового проспекта.
На востоке - корпуса, когда - то знаменитого, Челябинского тракторного завода - ЧТЗ. На западе - Южно - Уральский государственный университет. Завод и ВУЗ с двух сторон замыкают проспект.
Рядом с перекрестком возвышаются два интересных здания. Построенные примерно в одно и то же время, они совершенно непохожи друг на друга. Две разные архитектурные школы.

 []

 []

Первые многоэтажные громады, построенные в тридцатые годы прошлого века в районе современной площади Революции - "Главный дом", здания обкома, банка и гостиницы "Южный Урал", стали основой центральной части нового проспекта Ленина.

 []
На фотографии - перекресток нроспекта Ленина и улицы Кирова - 1934 год

Эти дома, словно пришельцы из другого мира, нависали над старой, преимущественно одноэтажной, деревянной застройкой уездного городка, жители которого даже не могли себе представить, во что превратится Челябинск в самое ближайшее время.

 []
На фотографии - строительство "Главного дома" - 1939 год

Лишь находясь на проспекте, где новые огромные сооружения закрывали убогость старого городка, люди начинали понимать, что тихая, размеренная жизнь заканчивается. А, что будет дальше, никто не знал.



 []
На фотографии - Главная улица - 1943 год

"Соцгород ЧТЗ"

Несмотря на то, что в центральной своей части проспект еще формировался, к тому времени, уже был завершен большой отрезок все той же улицы. Эта часть, длиной в несколько километров, называлась "Соцгород ЧТЗ".
Построенный в 1930 - 1933 годах по проекту архитектора А. Бурова, по своей структуре он стал одним из первых микрорайонов в стране.

 []
На фотографии - заводоуправление Челябинского тракторного завода. Построено в 1933 году в стиле "конструктивизм"

Соцгород - город-завод. На Урале в конце 1920-х - первой половине 1930-х годов был создан целый ряд таких крупномасштабных промышленно - жилых образований.
Соцгород понимался как комплекс, где органично сочетались предприятие и жилой массив с системой коллективизированного культурно-бытового обслуживания.
"Индустриальный рабочий город" ЧТЗ на 37500 человек проектировался по принципу "полного обобществления культурно-просветительной и бытовой жизни всех трудящихся", где все взрослое население, за исключением престарелых, больных и инвалидов, участвует в производительном труде и общественной работе.
"Жизнь трудящихся сосредотачивается в жилкоммунах, а дети до 16 лет находятся на полном общественном обеспечении и проживают в яслях, детских садах и интернатах закрытого типа".
Если сравнить количество приезжих, работающих тогда на строительстве Челябинского тракторного завода с размерами Соцгорода, то оказывается, что эта широко разрекламированная инфраструктура была доступна далеко не всем.
То, в каких условиях жила большая часть "новых горожан", старались не афишировать.
Так называемые "общежития" для рабочих, тех, кому не хватило места в Соцгороде, представляли собой, построенные на скорую руку, бараки - длинный коридор и множество комнат по обе его стороны, заполненных по максимуму.
Когда не хватало и такого жилья, строили землянки.
Но пропаганда делала свое дело. Люди терпели, надеялись и верили. Тем более, что назад, в деревню, откуда приехала большая часть строителей завода, дороги не было.
В разгаре "Сталинская коллективизация", "средний класс", презрительно называемый "кулаками", к тому времени практически прекратил свое существование, а традиционный русский деревенский образ жизни находился в состоянии распада.
Эти обстоятельства и "выталкивали" последние остатки трудоспособного населения в город, на строительство "флагманов индустриализации".

Главная улица города начинается около здания заводоуправления ЧТЗ и проходит через тот самый Соцгород, который долгое время служил рекламой достижений Советской власти.
Сегодня инвесторы не торопятся вкладывать деньги в это место. Для того, чтобы возвести здесь очередной бизнес - центр, нужно, в первую очередь, расчистить территорию, то есть снести все обветшалые строения, которые находятся в таком состоянии, что говорить об их ремонте просто не имеет смысла.
То же самое относится ко всей инфраструктуре района.
Однако, проходящий через Соцгород, проспект Ленина находится совсем в другом положении.
Восточная его часть с момента постройки была "лицом Тракторозаводского района".
Здесь расположены - дворец культуры Челябинского тракторного завода, отдельно стоящий концертный зал, известный под названием - театр ЧТЗ, образовательный центр завода, экспериментальная фабрика - кухня, которая была скорее объектом политическим, нежели социальным.
В те годы подобные сооружения возводились по всей стране. Предполагалось, что они освободят советскую семью от забот по приготовлению пищи. Тем самым люди будут иметь больше свободного времени для культурного отдыха.
Центром досуга в районе становится Дворец культуры - место интенсивной пропагандистской работы.
Такой "стандартный набор" получили все крупные промышленные центры Советского Союза. Несмотря на политическое основание. людям достались прекрасные места для отдыха - парки, концертные и выставочные залы, спортивные городки.
Тем более, что культуре тела в те годы придавалось особое внимание - молодежь готовили к службе в армии.
Соцгород заканчивается в районе Комсомольской площади. К моменту ее образования стиль "конструктивизм" начинает постепенно заменяться все на тот же "Сталинский ампир", пока еще довольно примитивный, во многом сохранивший черты своего предшественника.
В конце сороковых годов аскетичный "конструктивизм" был предан опале. Это относится и к проспекту Ленина, который уверенно продвигался в западном направлении, стремясь быстрее воссоединиться с его центральной частью. Отрезок улицы от Комсомольской площади до железнодорожной линии на Екатеринбург застраивался именно в это время и резко отличается от предыдущей, "соцгородской" части.
Здесь уже господствует "Cталинский ампир", правда в своей начальной стадии. Эта часть проспекта - парадный въезд. Красивые многоэтажные дома, парки и фонтаны встречают гостей Тракторозаводского района.


 []
На фотографии - парадный фасад Тракторозаводского района - 1949 год

"Соцгород ЧТЗ" с прилегающими районами, несмотря на то, что его основной градообразующей осью является проспект Ленина - главная улица всего города, фактически существует несколько обособленно.
Переходя условную "границу", мы попадаем в фактический центр города. Но не только.
Пересекая железнодорожную линию на Екатеринбург и автомобильную трассу "Мередиан", фактически мы переходим из Сибири на Урал. Именно здесь проходит геологическая граница между Западно - Сибирской низменностью и, протянувшимися с севера на юг, древними Уральскими горами.
Но альпинистов м других любителей высоты прошу не беспокоится. Если проехать на электричке от Челябинска примерно сто километров в западном направлении, то лищь тогда вы окажетесь в "Горном раю" или "Уральской Швейцарии", то есть на "настоящем" Урале.

 []
На фотографии - проспект Ленина - ворота на Урал. Здесь проходит геологическая граница.


Сам же Челябинск фактически расположен в Зауралье, в степной зоне с довольно бедной растительностью.
Дальше - загадка природы.
В этой бескрайней степи, в том месте, где раскинулся огромный мегаполис, разбросано множество озер, из которых четыре находятся в пределах административных границ Челябинска.
Добавьте сюда еще два старых сосновых бора. Один начинается прямо на главной улице.
Вот вам и степной городок.

 []

На фотографии - городской бор - вход с проспекта Ленина

Проспект Ленина, начиная от границы Тракторозаводского района, в целом, вполне соответствует статусу "Главной магистрали" одного из крупнейших городов России.
Самый, по моему мнению, приятный участок проспекта Ленина расположен между улицей Свободы и площадью Революции.
Здания здесь, в основном, построены в тридцатые годы прошлого века. Несмотря на то, что в этот период времени стиль "конструктивизм" еще не сдал свои позиции, в этой части проспекта Ленина уже господствует "Сталинский ампир". Конечно ему еще далеко до роскоши и излишеств пятидесятых годов, но все равно красиво.

Отрезок от улицы Свободы до Кирова, включая здания, расположенные на северной стороне площади Революции - центральная часть проспекта Ленина. Именно этот участок является лицом и визитной карточкой города такого масштаба.

 []

На фотографии - Северная сторона проспекта Ленина - в сторону площади Революции

 []

На фотографии - Южная сторона проспекта Ленина - в сторону площади Революции

Следующий перекресток - самый центральный в городе. Здесь сходятся несколько крупнейших магистралей - улицы Кирова, Воровского, Цвиллинга. Проспект Ленина пересекает его в своем непрерывном движении, словно скорый поезд проезжает небольшую станцию, которой нет в его расписании.
Каждый участник этого марафона живет в своем ритме.
Но этот перекресток невозможно проехать без остановки.
Главная площадь Челябинска - душа города, его сердце, мозг. Называйте как больше нравится.
Если лишить город этой его части, то он распадется на отдельные районы, а затем "цепная реакция" продолжится дальше.
Площадь Революции не просто душа города. Это - сгусток энергии, позитивной и негативной. Энергии, поступающей сюда со всех концов огромного мегаполиса. И она же, эта энергия, объединяет город в единое целое.
Одна из крупнейших площадей Европы - место настолько необычное в плане архитектуры, истории и той роли, которую она играет в жизни города, что миновать этот "перекресток" невозможно.
Мы сюда еще вернемся.


 []

Площадь, которую вы видите на этой фотографии, не имеет названия. Почему так получилось? Не знаю. Может быть виноват "именитый" сосед - площадь Революции. Она здесь, совсем рядом.
Эта безымянная площадь служит своего рода "предбанником" той, основной. Здесь расположено здание Государственной Публичной библиотеки, типовой проект, который коснулась рука двух талантливых архитекторов из того самого московского "десанта" - М.Мочаловой и Б.Петрова.
По другую сторону площади возвышается обыкновенное конторское здание семидесятых годов прошлого века. С его постройкой эта небольшая, камерная плошадь превратилась в часть проспекта Ленина.
Положение попытался исправить архитектор - "десантник" Е.Александров. Он разместил на всю высоту дома огромное панно, выполненное из каслинского литья - визитной карточки Челябинской области.

 []

С переходом России к капитализму - если это можно так называть - в городе началось массовое строительство, нет не жилья, бизнес - центров. Самое престижное место Челябинска площадь Революции, мечта любого инвестора. Эти здания для бизнесменов уже почти со всех сторон окружили ее, но на саму площадь пока еще не вышли.
Зато безымянная плошадь, называемая в народе "Публичкой" - в честь расположенной здесь библиотеки - уже имеет их несколько. Эти бизнес - центры хорошо видны с площади Революции, испортив панораму ее западной части.

 []

Проспект Ленина продолжается в сторону Южно - Уральского государственного университета.
В этом районе сосредоточена большая часть научного потенциала города. Далеко не все научно - исследовательские институты пережили смену власти и общественного строя. Выжили сильнейшие и самые необходимые. Но, судя по количеству институтов, расположенных в этом районе, специфическая, челябинская наука все еще необходима государству.
Южно - Уральский государственный университет, в прошлом Челябинский политехнический институт - один из крупнейших и престижнейших ВУЗов России. Здесь учится примерно тридцать тысяч человек.
В отличие от Политехнического института, Университет предлагает сегодня целый спектр специальностей, включая гуманитарные. Это учебное заведение в какой - то мере повторило судьбу самого города.
Созданный в 1942 году, Машиностроительный институт, готовил специалистов для местных и эвакуированных предприятий. Выпуски были небольшие и, после окончания войны, его предполагалось закрыть. Ведь на Урале, в Свердловске, работал один из крупнейших учебных центров - Уральский политехнический институт.
Но тут началась, точнее, продолжилась, но уже в других масштабах, "Эра оборонки", которой требовалось с каждым годом все больше и больше специалистов. Так появилось то, что мы видим сегодня.

Университетский городок расположен по обе стороны проспекта Ленина.
Главный корпус был запроектирован в том же "Сталинском ампире" и возводился в три этапа - сначала западное и восточное крыло, а затем - центральная часть.
В разгар строительства начались "Хрущевские сокращения". И, если крыльям хоть что - то досталось от опального имперского стиля, то центральную часть упростили до предела.
Сегодня Главному корпусу вернули первоначально запроектированный вид.
Вновь построенная башня со шпилем видна издалека и в целом, даже с добавлениями, реконструированное здание смотрится весьма эффектно.
 []

 []
На фотографиях - главный корпус Южно - Уральского государственного университета


Остальные сооружения построены в более позднее время и имеют соответствующий вид.
Университетский городок расположен довольно компактно и включает в себя, кроме учебных корпусов, общежития, кафе, столовые, дворец спорта, бассейн, поликлинику, предприятия сферы обслуживания - то есть почти полностью автономное образование, расположенное на краю старинного соснового бора.
Находясь здесь, в самой высокой точке проспекта Ленина, начинаешь понимать, насколько необычен и уникален Челябинск.
Отсюда, с площади перед памятником академику Курчатову открывается великолепный вид на главную улицу.
Но почему память о выдающемся ученом увековечена именно здесь, в Челябинске, да еще на одном из самых престижных мест города?
Скульптура академика - часть комплекса под названием "Расщепленный атом".
То, что тщательно скрывалось в прошлом, хотя этот секрет знал почти каждый житель города. Челябинск был и остается одним из крупнейших центров оборонной промышленности страны, сердцем Советского "атомного проекта".

Категория: Путешествия | Добавил: defaultNick (11.07.2011)
Просмотров: 2183 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017 | Создать бесплатный сайт с uCoz