оптимизм

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 22.09.2017, 23:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Путешествия [55]
Фотогалереи для раздела "Путешествия" [10]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Главная » Статьи » Путешествия

Челябинск - обратный билет - часть первая




Особая благодарность всем авторам фотографий - Константин Севостьянов (kostya.s@gmail.com), Евгений Клавдиенко, Сергей Костарев, Игорь Опойков, сайт http://www.vikki3.ru/user/foto174.ru.

Благодарность авторам альбома "Челябинск - градостроительство вчера, сегодня, завтра"
Южно - Уральское книжное издательство, 1986.

Благодарность авторам альбома "Главное управление архитектуры и градостроительства - 65 лет"
Челябинск, 2007

Особая благодарность - семье Теуш - фотографии из архива Ю. Теуша, семье Левенсон, архитекторам Е. Александрову, Л. Пресману и М. Мочаловой.

Особая благодарность коллективу Челябинского дома архитектора и лично М. Ф. Серебровскому.

"Челябинск... в настоящее время все более и более завоевывает себе значительное положение среди остальных городов...
Ему, несомненно, принадлежит в будущем роль столицы зауральского края, природные богатства которого, вроде нриродной почвы, целебных вод, многих горных пород, тучных пастбищ и девственных лесов, до сих пор еще мало использованы".

А.М.Нечаева - "Челябинские впечатления" - 1909 год



 []


Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.



Слышали ли вы о Челябинске?
Конечно - отвечали мои собеседники из Центральной России, Прибалтики, Закавказья и прочего СНГ.
Знали о Челябинске и в Германии, и в Америке, и в Израиле, и даже в далекой Австралии. Это были наши бывшие соотечественники и по уровню информированности они почти не отличались от моих "внутренних" собеседников.
Что же касается "настоящих" иностранцев, то в Советские времена их и близко не подпускали к одному из "флагманов" оборонной промышленности страны.
А "запретный плод" всегда вызывает повышенный интерес.
Так родились стереотипы, большинство из которых на слуху и сегодня. Не помогло даже снятие части запретов, связанных с объектами военно - промышленного комплекса.
"Белое пятно" на карте России, пусть и виртуально, но осталось. Недостаток знаний, а то и намеренная дезинформация привели к тому, что Челябинск, спасибо "Комеди - клаб", представлен миру глазами этой, весьма специфической, телепередачи.
Что ж, за отсутствием альтернативы, придется "брать власть" в свои руки.

 []

На фотографии - Челябинск - муниципалитет


Перед вами рассказ о городе, который, приподняв завесу секретности, открылся миру во всем своем великолепии.
Промышленные гиганты, мощная научная база, известные (и, по определенным причинам,неизвестные) ученые, множество высших учебных заведений с богатым выбором специальностей.
Челябинск - один из крупнейших культурных центров России. Театры, два из которых - академические, орган, который специалисты считают одним из лучших в стране, концертные залы, музеи, множество различных студий.
Челябинск сегодня - огромный современный город с великолепными дорогами, уютными скверами и парками, зданиями необычной архитектуры, построенными в последнее время и богатым запасом сооружений в стиле, так называемого, "Сталинского ампира".
И очень грустно, а порой и унизительно, сознавать, что все это богатство для большинства россиян лишь пустой звук или, в лучшем случае, набор давно устаревших стереотипов.

Несмотря на довольно большой период времени, прожитый в столице, Москва так и не стала для меня родным городом. А уж дальние страны - мой следующий этап жизни - тем более.
Зато появилась возможность сравнивать. При этом Челябинск довольно часто оказывался в более выигрышном положении.
Этим рассказом я попытался хоть немного закрасить "белое пятно" дезинформации, а точнее, незнания реалий своей страны определенной частью ее жителей.
Информации о Челябинске настолько мало, что даже в самом центре города, в огромном книжном магазине, в котором полки "ломятся" от литературного изобилия, там, где можно выбрать издание по любой теме и весу, мне предложили только "Атлас автомобильных дорог Урала" и карту города. И все! Может быть в других магазинах иначе?
Не знаю. Но, как говорят, хороша ложка к обеду.
Челябинск - мой родной город. Здесь я родился, учился и работал. А потом уехал.
Куда? Конечно в столицу. Но отнюдь не за карьерой, как это принято сегодня.
Просто хотелось выдавить из себя тот "провинциальный синдром" и все другие "комплексы", которые годами выращивали в нас.
Мое возвращение в родной город было далеко не триумфальным. "Счастливый билет", превративший в свое время Челябинск из захудалого провинционального городка в огромный мегаполис, как оказалось, имел две стороны. И отнюдь не равнозначные.

1

.
Город начинается с вокзала

В тот момент, когда пассажир ступает на перрон, у него возникает первое впечатление о том месте, куда он приехал. А, как известно, первое впечатление - самое устойчивое.
Поэтому во всем мире заботятся о том, чтобы "ворота города" были его достойной витриной.
Здание челябинского железнодорожного вокзала - одна из основных достопримечательностей города. Со времени пуска его в эксплуатацию в ноябре 1965 года и по сегодняшний день вокзал Челябинск - Главный считается лучшим в стране

 []

На фотографии - вокзал после реконструкции, 2011 год

 []

На фотографии - Привокзальная площадь, 2011 год

Можно сказать, что автор проекта киевский архитектор Леонид Чуприна опередил свое время. Подобного функционального сооружения в те годы не было не только в Советском Союзе, но, пожалуй, и в мире.
В своей предыдущей работе - проекте восстановления, разрушенного в годы второй Мировой войны, железнодорожного вокзала в Киеве - архитектор был "связан" по рукам и ногам требовованиями заказчика - быстрее, дешевле и "чтобы как было".
При подготовке проекта нового Челябинского вокзала мастеру предоставили полную свободу. Конечно в пределах определенных бюджетных рамок периода "Хрущевской экономии".
В данном случае архитектор почти полностью отказался от норм, принятых для такого рода зданий.
То, что увидели первые посетители, пройдя через три ряда входных дверей с тепловыми завесами - все - таки Урал - не могло не поразить.
Наружные стены этого, похожего на корабль, здания, выполнены из стекла, что само по себе для того времени было, мягко говоря, непривычно. Тем более, учитывая местный, уральский климат.
Огромное сооружение, перекрытое тремя куполами, просматривается на весь свой объем благодаря отсутствию внутренних перегородок.
Первый этаж занимают кассовые залы, как железнодорожные, так и автобусные. Челябинск первым в стране объединил под одной крышей два вокзала.
Второй этаж представляет собой огромный зал ожидания, условно разделенный на зоны. Лишь одна внутренняя стена отделяет помещение для отдыха пассажиров с детьми.
Выполненная на всю высоту из стекла, эта перегородка не прерывает целостности объема второго этажа.

 []

На фотографии - Привокзальная площадь ночью, 2011 год

Через застекленную галерею можно пройти в гостиницу для пассажиров - девятиэтажное здание, где на самом верху разместилось кафе.
Переход на платформы - не узкий подземный тоннедь, а огромный закрытый мост - "конкорс", вдоль которого протянулась анфилада уютных залов ожидания.
Здесь же расположились кафе, киоски и даже небольшие магазины.
Средства массовой информации в своих репортажах об открытии нового здания вокзала особо обращали внимание на оборудование. Например, диваны для залов ожидания.
Обычно такое сооружение представляло собой крепкую деревянную скамью, на спинке которой присутствовала обязательная надпись МПС - Министерство путей сообщения СССР. А в Челябинске установили удобные мягкие диваны, обитые дермантином. В каждой зоне ожидания другого цвета.
Правда, таких "мест отдыха" на новом вокзале было ровно половина. Остальные - тяжелые деревянные скамьи. Те самые, с надписью "МПС".
Так надежнее, решило руководство и оказалось право. Примерно через год все мягкие диваны были полностью удалены, как "не подлежащие восстановлению".
Здание вокзала встретило новое столетие в очень приличном состоянии.
В стране началась кампания по строительству новых и реконструкции существующих вокзалов. В Челябинске ремонт проходил в три этапа.
Получилось красиво? Конечно! Но чересчур роскошно. Не связались две эпохи.
Оригинальный проект выполнен во времена "хрущевской экономии", что, в данном случае, позволило архитектору создать из недорогих материалов сооружение, вызывавшее в человеке ощущение легкости и воздушности.
К сожалению, богатая отделка лишила здание той особой ауры, которой отличался челябинский вокзал.

 []

На фотографиии - Привокзальная площадь, многоуровневая транспортная развязка, 2011 год

 []

На фотографии - Привокзальная площадь, торговый центр и автовокзал "Синегорье", 2011 год


Железная дорога и все, что вокруг нее

Современный Челябинск - центр одной из наиболее развитых областей - пятой по объему выпускаемой промышленной продукции в Российской Федерации.
По индустриальной мощи впереди лишь Москва, Санкт - Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург.
Около сорока процентов от общей продукции города - металл. Челябинск дает треть отечественных ферросплавов, пятую часть труб, почти все - крупного диаметра, тяжелые гусеничные тракторы и дорожную технику, прицепы-супертяжеловозы, уникальные металлоконструкции, приборы.
Высокая концентрация в городе и окресностях предприятий оборонной сферы, поставила Челябинск в число наиболее приоритетных целей в стратегическом противостоянии "великих держав".
Почти вся продукция, производимая на челябинских предприятиях, вывозится по железной дороге.
Стальные магистрали словно паутина опутали город.
Железная дорога находится в Челябинске на особом положении. Кроме многочисленных станций, организация владеет в пределах города множеством других объектов. Это жилой фонд, больницы, детские сады, дворец культуры, музей, средние и высшие учебные заведения.
"Монополистическое" ведомство "держит в своих руках" практически все крупные предприятия города.
Официальная причина - несвоевременный возврат вагонов.
По закону железная дорога в подобных случаях имеет право временно прекратить обслуживание "должника".
Какие это может иметь последствия догадаться нетрудно. В Советское время - невыполнение Государственного плана, сегодня - деньги, и немалые.
Почти все основные грузы проходят через станцию "Челябинск - Главный".
Только поднявшись на переходной мост можно приблизительно представить себе ее размеры.

 []

 []

 []

 []

Так выглядит одна из крупнейших железнодорожных станций страны.

Немного истории

В один из дней сентября 1892 года к платформе только что построенной уральской станции Челябинск медленно подъехал поезд.
Перед небольшим, построенным из местного гранита, зданием вокзала выстроились военные музыканты, городская администрация в полном составе, промышленники, купечество, духовенство.
Торговцы и промышленники возлагали большие надежды на новую Транссибирскую магистраль, которая открывала прямую дорогу в центральные районы страны.
Но ни один из встречающих даже и представить себе не мог, какие глобальные изменения принесет в этот регион железнодорожный путь.
Станция Челябинск, тогда еще совсем небольшая. служила границей между Самаро - Златоустовской и Сибирской железными дорогами - частями Транссиба.
С завершением магистрали до Владивостока, трасс на Екатеринбург и Оренбург, когда - то имевшая всего три пути, станция Челябинск становится узловой. открытой как на север и юг, так на запад и восток.
В тридцатые годы прошлого века тот приземистый, сложенный из гранита, вокзал перестраивается, добавляется второй этаж, площадь помещений увеличивается в пять раз.
В почти оригинальном виде это здание дошло до наших дней и сегодня используется для служебных целей. Здесь размешается управление станции Челябинск - Главный.

 []

На нижней фотографии - тот самый первый вокзал, на который прибыл в сентябре 1892 года, ставший историческим символом, поезд. Эта открытка входила в один из первых сувенирных наборов, которые можно было приобрести в киосках на платформе.
Открытие станции Челябинск означало, что началось регулярное движение поездов по Самаро - Златоустовской дороге, важнейшей части Великой Транссибирской магистрали.
В восточном направлении от станции Челябинск начиналась Сибирская дорога. И, несмотря на то, что это был все тот же Транссибирский путь, каждый участок его представлял собой "независимое государство" со своей бюрократией.
Поэтому пассажиры, которые направлялись в Сибирь, вынуждены были делать в Челябинске пересадку на другой поезд, часто ожидая его по несколько часов.
С завершением постройки Транссибирской магистрали, которая первоначально, до прокладки основной линии севернее, проходила через Челябинск появилась возможность организации сквозного движения до Владивостока без пересадок и лишней бюрократии.

По "Ленинским местам"

В 1970 году в Советском Союзе праздновали очередной юбилей. На этот раз отмечалась "круглая дата" главного коммунистического вождя - 100 лет со дня рождения В. И. Ленина.
Как всегда к таким юбилеям готовили подарки - новые заводы, цеха, домны, шахты. Но наиболее престижно было создание ленинских мемориалов и других подобных мест, связанных с именем юбиляра.
В Челябинске, одном из наиболее важных городов страны, тоже не отставали. Виртуальный юбиляр получил дорогие, порой тоже виртуальные, подарки. Но хотелось чего - то более существенного, необычного. Того, что в будущем может сказаться на карьере городского начальства.
Не было в Челябинске так называемых "Ленинских мест". Это вам не российские столицы. И не Берн, Женева, Лондон, Париж или, на крайний случай, польское Закопане с его кристально чистым горным воздухом. Хороший набор!
Не бывал Великий Вождь на Урале. Революцию здесь "делал" Я. М. Свердлов, изредка наезжая из Екатеринбурга для "дачи указаний".
А как хотелось городским властям иметь хотя бы одно "Ленинское место".
И вдруг, эврика, нашли! Был Ленин в ссылке в Сибири? Как он туда добирался? Поездом. Значит, проезжал Челябинск.
Но в таком случае любая станция Транссиба могла получить "патент" на очередное "Ленинское место".
Тут и вспомнили о той самой пересадке с Самаро - Златоустовской на Сибирскую дорогу. Подняли архивные документы, старые расписания движения поездов и оказалось, что В. И. Ленин провел в Челябинске целых пять часов. А это уже серьезно.
Среди пассажиров, которые в этот день делали пересадку на этой же станции, был некий доктор Крутовский, который возвращался в Красноярск. Кто это такой - история умалчивает. Однако его воспоминания, вовремя обнаруженные в архивных залежах, послужили основой для получения Челябинском "почетного звания".
Так как я этот документ не видел, то продолжаю рассказ по книге "Челябинск" - 1967 год.
Пусть воспоминания этого, неизвестно откуда появившегося в юбилейном 1967 году, доктора останутся на его совести. Так же, как, выпущенная "Политиздатом" в 1965 году, брошюра "Ленин в Красноярске".
Так что же видел Крутовский?
В Челябинске на вокзале он обратил внимание на молодого невысокого пассажира с клинообразной бородкой, необыкновенно живого и подвижного.
Молодой человек, поддерживаемый своими спутниками, добивался от железнодорожного начальства прицепки дополнительного вагона.
"Мы требуем, чтобы пассажирам были созданы самые элементарные человеческие условия" - настойчиво и строго говорил он начальнику станции.
Спустя некоторое время состоялось знакомство будущего вождя и доктора. Дело происходило в буфете вокзала.
За несколько минут до отхода поезда из Челябинска В.И.Ленин сообщил Крутовскому, что начальство удовлетворило требования пассажиров - прицепили к поезду новый вагон - и пригласил перейти в занятое им "купе".
Три года спустя Владимир Ильич вновь побывал на том же вокзале. Только на этот раз уже без доктора.
"Свидетельства" Крутовского было достаточно для вхождения Челябинска в элитный клуб городов, где "ступала нога" Великого Вождя.
А на фасаде вокзала появилась мемориальная доска в память об этом важнейшем историческом событии.
Текст ее гласит - "В феврале 1897 года по пути в сибискую ссылку и в феврале 1900 года при возвращении обратно В.И.Ленин проезжал через станцию "Челябинск".

День сегодняшний

Челябинск - центр Южно - Уральской железной дороги. Здесь живут и работают руководители одной из наиболее стратегически важных российских магистралей.
Здание Управления этим "государством в государстве" расположено на главной площади Челябинска и своей мощью подавляет окружающие строения. Его строительство началось в 1938 году.
С началом Великой отечественной войны в город прибывает оборудование заводов, которые в спешном порядке, успели эвакуировать до захвата фашистами основных промышленных районов Европейской части СССР.
Тандем из трех гигантов - Челябинского тракторного, Ленинградского Кировского и Харьковского дизельного заводов образовал легендарный "Танкоград", который стал основным производителем танков для фронта.
Почти готовое здание Управления дороги, занял бюрократический аппарат вновь созданного Министерства танковой промышленности.
В 1945 году это учреждение расформировали и на его место пришел "настоящий хозяин" - Управление Южно - Уральской железной дороги, работники которого из окон своих кабинетов, свысока взирали на, создававшуюся в то время, центральную площадь города.

 []

На фотографии - здание Управления Южно - Уральской железной дороги, 1959 год

 []

Это сооружение на фотографии расположено во дворе здания Управления дороги.
До 1945 года здесь находились гаражи для служебных автомобилей Министерства танковой промышленности.
После окончания формирования квартала домов Южно - Уральской железной дороги, жильцам окрестных зданий предложили приобрести, как сейчас говорят, "приватизировать" эти просторные боксы за символическую плату.
Согласились единицы.Большинство отказалось.
Они просто не знали, что делать с закрытым гаражом во дворе своего дома на главной площади города.
Сегодня последний абзац хотелось бы выделить крупными буквами
Верится с трудом?
Зайдите в этот двор и спросите у старожилов. Если их найдете.
В наши дни в "ведомственных" домах, в квартирах, где площадь подсобных помещений превышает жилую, живут другие люди, с совершенно иной ментальностью.



2

Вокзал - Центр

Улица Свободы

"Одна из центральных улиц Челябинска. Получила своё нынешнее название 1 мая 1920 года согласно постановлению исполкома городского Совета о переименовании ряда улиц и площадей города в честь павших героев Гражданской войны, борцов за свободу и новых революционных символов.
В нынешнем виде состоит из четырёх улиц, носивших до 1920 года названия Ахматовская (заречная часть), Ключевская (от набережной реки Миасс до нынешнего проспекта Ленина), Кузнечная и Клубная (от нынешнего проспекта Ленина до железнодорожного вокзала).
Южная часть улицы Свободы с 1920 года носила название "улица Ленина" и, только после того, как бывшая улица Спартака стала назваться Проспектом Ленина, улица Ленина стала частью улицы Свободы".
"Википедия"


Промышленный подъем, начавшийся в конце девятнадцатого века, затронул и сонный степной Челябинск. В 1892 году на новую станцию прибыл из Златоуста первый поезд.
Тем местам, где проходила железная дорога, вторая по значению в России после трассы Москва - Санкт - Петербург, повезло. Они как - бы получали "второе дыхание".
Станция - это не только вокзал, но и целый комплекс предприятий, включающий железнодорожное депо и всякого рода подсобные производства. Как сейчас говорят - новые рабочие места.
Вместе с железной дорогой вглубь России стали продвигаться и зарубежные инвесторы. Так в Челябинске рядом со станцией был возведен завод бельгийской фирмы "Столль", выпускавший оборудование для сельского хозяйства.
Таким образом, железнодорожный поселок превратился в небольшой промышленный центр.
Образовалось как - бы два города - старый, большей частью ориентированный на переработку сельскохозяйственной продукции и торговлю, и новый, возникший благодаря развитию Транссибирской магистрали. А между ними - пустота, степь и березовый лес.
Но промышленный подъем не мог не затронуть и исторической части Челябинска.
Современники с изумлением наблюдали за происходящими изменениями. Для горожан, привыкших к размеренному, патриархальному образу жизни, наступили иные времена.
Сносились небольшие деревянные домики, составлявшие основной жилой фонд, а на их месте возникали, невиданные здесь прежде здания - банки, торговые фирмы, большие универсальные магазины с зеркальными витринами. Конечно, по сравнению со столицей, в уменьшенном, провинциальном варианте.
Но как писал один из путеводителей того времени - основная особенность Челябинска начала двадцатого века - это "чисто американский рост его".
Необходимо было объединить две части одного города в единое целое.
Старый исторический центр, расположенный в месте основания Челябинской крепости, там, где сейчас раскинулся цветочный партер перед Театром оперы и балета, уже перестал удовлетворять требованиям нового времени. Поэтому на другом конце Уфимской улицы возникает группа общественных зданий, пока наметок будущего городского центра, общего, как для пролетарской, привокзальной части, так и для, преимущественно купеческой, основной, исторической.
До открытия в 1965 году нового здания привокзальная площадь, как и в других городах, представляла собой большой базар с, отходящими в разные стороны, улочками. заполненными магазинами и. подозрительного вида, закусочными.
Отсюда на север. в сторону центра города уходят две основные магистрали - Цвиллинга и Свободы.
С противоположной, южной стороны, лабиринт привокзальных улочек незаметно переходил в мрачный рабочий поселок, образовавшийся при заводе бельгийской фирмы "Столль".
Состоящий из старых деревянных домиков, без каких - либо признаков благоустройства, этот поселок протянулся почти до старых, закопченных цехов завода.
Когда началось строительство нового вокзального комплекса, решено было его возвести, не затрагивая существующих станционных сооружений. То есть сдвинуть на юг, в сторону заводского поселка.
Современному челябинцу это ни о чем не говорит - понятия о расстояниях изменились вместе с ростом города. Тогда же, в начале шестидесятых годов, поднялась волна протестов. Жители требовали прекратить строительство из - за удаленности нового вокзала от собственно города.
Но сооружение комплекса продолжалось ускоренными темпами и,в ноябре 1965 года, состоялось торжественное открытие нового здания вокзала станции Челябинск, который сразу же стал новой городской достопримечательностью.

Все было бы великолепно, но не хватало одной важной детали. Бриллианту требовалась оправа.
Великолепное сооружение не имело привокзальной площади, не то, что соответствующей масштабам города и нового вокзала, а вообще никакой. Одно море старых одноэтажных домиков.
Произошла очередная бюрократическая нестыковка.
Подготовленный проект привокзальной площади пришлось быстро приводить в соответствие со сложившимися обстоятельствами. В результате были построены несколько серых панельных пятиэтажных домов, которые образовали временную, как тогда говорили. площадь. Она же стала постоянной.
Со временем здесь появилась гостиница, построенная по типовому проекту, монумент "Сказ об Урале", интересное произведение скульптора В.Зайкова, бетонная копия которого была установлена прямо напротив главного входа в новое здание вокзала.
Сегодня, когда снова изменилось понятие о внутригородских расстояниях, пассажирский комплекс станции Челябинск - Главный стал одним из важных транспортных узлов центра города.
Привокзальная площадь значительно расширилась к югу и теперь ее границей служит завод имени Колющенко, бывший "Столль", возле которого построена большая многоуровневая транспортная развязка - мечта нескольких поколений челябинцев.
Благодаря ей сегодня можно довольно быстро добраться от вокзала почти до всех основных районов южной части Челябинска.
Но мы выберем "классический" вариант экскурсии и направимся в сторону центра города.
Улица Свободы, согласно Генеральному плану 1947 года, должна была служить парадным въездом в город со стороны вокзала Чеябинск - Главный. Архитекторы ленинградского института "Гипрогор" разработали специальный проект, который превращал обычную улицу провинциального города в "Сталинско - ампирную сказку".
Предусматривалось строительство зданий в едином стиле, не выше пяти этажей. Детально прорабатывался каждый дом, благоустроство и уличное осващение.
Однако, все то, что сделали далекие ленинградские проектировщики, можно было сразу сдавать в архив.
Дело в том, что улица Ленина - так тогда называлась ее центральная часть, ко времени выхода проекта была застроена почти полностью. Пусть не в едином стиле, но довольно капитально. Снести эти дома было нереально. Особенно в те суровые послевоенные годы.
С момента открытия в 1892 году регулярного железнодорожного сообщения, главным шоссе, связывающим центр города с вокзалом служила нынешняя улица Цвиллинга, плотно, особенно в привокзальной части, застроенная старыми одноэтажными деревынными домиками.
Начиная с середины двадцатых годов прошлого века все новое строительство вблизи улицы Цвиллинга велось на относительно свободных территориях, окружающих "привокзальную деревню". Тех, которые впоследствии превратились в нынешние улицы Свободы и Российская.



Далее - пример перехода от "конструктивизма" к "Сталинскому аампиру". Сороковые - пятидесятые годы прошлого века.

 []

 []

 []
 []

На фотографии - перекресток улиц Свободы и Российская

 []

Здания в стиле "конструктивизм", построенные в конце двадцатых, начале тридцатых годов прошлого века - один из символов улицы Свободы.
Строгость, аскетизм и запущенность.

 []

 []

 []

 []

Чем ближе к центру, тем дома становятся все более "Имперскими" - роскошный "Сталинский ампир" побеждает аскетичный "конструктивизм".

 []

На фотографии - здесь встречаются улица Свободы и проспект Ленина.
Идеальный пример "Сталинского ампира" пятидесятых годов прошлого века.

Улица Цвиллинга

"Как и все центральные улицы города, улица Цвиллинга имеет давнюю историю.
Самая старая часть улицы первоначально носила название Оренбургской, по наименованию южных ворот челябинской крепости.
В XVIII-XIX веках она являлась главной улицей города. Затем получила наименование Христорождественской от главного храма города - Христорождественского собора, построенного в 1748-1766 годах (находился в северо-восточной части площади Ярославского, разрушен в 1932 году).
С конца XIX века до 1920 года улица называлась Большой. В дореволюционном Челябинске это была одна из немногих улиц, мощёных булыжником и её южная часть, ведущая к вокзалу носила название Шоссейной, своё высокое транспортное значение она сохранила и поныне.
1 мая 1920 года исполком городского Совета переименовал ряд центральных улиц и площадей города "в честь павших героев Гражданских войны, борцов за свободу и новых революционных символов", в результате этого часть бывшей улицы Большой, что южнее Площади Революции, была объединена с нынешней Кирова и вместе стала носить название Рабоче-Крестьянской, а появившаяся тогда же на карте города улица Цвиллинга была заметно короче."
Википедия


Современной молодежи, да и далеко не только ей, фамилия Цвиллинг ничего не говорит. Разве что название улицы.
Сегодня это более символ, чем человек.
На самом деле биография товарища Цвилллинга по - своему довольно интересная.
Не все так однозначно в его жизни, но и само время тогда тоже было неодозначное.
Самуил Моисеевич Цвиллинг прожил всего двадцать семь лет.
Родился в Тобольске, в еврейской семье. Всупил в РСДРП(б) в 1905 году. В 1907 году за преступление совершенное в период революции 1905-1907 годов был приговорен к смертной казни, замененной пятнадцатилетни тюремным заключением.
В 1916 году во время первой мировой войны был мобилизован в армию.
В 1917 году после Февральской революции С.М. Цвилинг стал председателем Челябинского совета и председателем комитета РСДРП(б). Фактически главой городской администрации.
Приехал в Санкт-Петербург для участия в VI съезде РСДРП(б). Здесь он стал одиним из лидеров Октябрьской революции, комиссаром в Санкт-Петербурге и делегатом Второго Всероссийского съезда Советов.
Вернувшись на Южный Урал С.М. Цвилинг организовывал отряды красных для борьбы с белоказаками атамана А.И. Дутова.
Был арестован в ноябре 1917 года, но бежал из под стражи и с ноября того же года С.М. Цвилинг стал комиссаром Совета Народных Комиссаров Российской Советской Республики в Оренбурге и председателем Военно-революционного комитета (ВРК) Оренбурга. С марта 1918 года С.М. Цвилинг - председатель оренбургского губисполкома.
2 апреля 1918 года во время боя в станице Изобильной Оренбургского казачьего войска С.М. Цвилинг был убит войсковым старшиной Бартеневым С.В.
Все это за двадцать семь лет!
Воззведенный в далекие двадцатые годы прошлого века, в "Коммунистические святые", он так им и остался, несмотря на все политические катаклизмы и весьма неоднозначное отношение к нему.
Именем С. М. Цвиллинга названа одна из главных улиц Челябинска.
Долгое время, выполняя функции одной из важных транспортных магистралей города, она оставалась "пасынком" по сравнению с бурно развивающейся "соседкой" - улицей Свободы.
На улице Цвиллинга находится много учреждений культуры, административных зданий, в том числе Администрация Челябинской области, Дворец культуры железнодорожников Южно-Уральской железной дороги, Региональное отделение Союза Художников России, корпуса Челябинского института путей сообщения, Челябинский железнодорожный музей, торгово - развлекательный комплекс "Куба", Камерный театр, Городской парк культуры и отдыха имени А.С. Пушкина, выставочные залы, библиотеки, кинотеатры, банки, ювелирные салоны, кафе и рестораны.
Улица имеет большое значение в транспортной сети города, поскольку является кратчайшим путём от центра города к железнодорожному вокзалу и выезду на многоуровневую развязку у Привокзальной площади.
Ближе к площади Революции улица Цвиллинга превращается из "пасынка" в одну из самых интересных аттракций. Она пересекает район, к которому лучше всего подходит название "Заповедник Сталинского ампира".
Рассказывая о городе, который известен как один из центров производства всего того, чем сильна современная Россия, невозможно оставить в стороне этот относительно небольшой уголок, расположенный к юго - востоку от площади Революции.
Несмотря на то, что "имперские" сооружения так и остались основным градообразующим элементом и в других районах Челябинска, эти, прилегающие к проспекту Ленина, несколько улиц можно, без преувеличения, назвать "заповедником", местом наибольшей концентрации сооружений "Сталинского ампира" в городе.
Считается, что зона, о которой идет речь, почти целиком принадлежит железной дороге. В какой - то мере так и есть. Огромный бюрократический аппарат этого мощного ведомства, точнее его представители, в свое время получили, а затем и приватизировали прекрасные "имперские" квартиры.
Однако, здесь вы не встретите ни машиниста электровоза, ни слесаря локомотивного депо, ни поездного диспетчера. "Железнодорожное государство" представлено только своим высшим командным составом и "нужными людьми".

 []

 []

 []

 []

На фотографиях - "Заповедник Сталинского ампира" сегодня
Категория: Путешествия | Добавил: defaultNick (25.07.2011)
Просмотров: 1301 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017 | Создать бесплатный сайт с uCoz