оптимизм

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 18.04.2024, 11:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Путешествия [55]
Фотогалереи для раздела "Путешествия" [10]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Главная » Статьи » Путешествия

Челябинск - обратный билет - часть четвертая


Кировка - необычный променад


 []
"Главный перекресток города" можно назвать "коробкой с сюрпризами".
Сама площадь Революции - огромное трехуровневое пространство, окруженное надменными, "имперскими" зданиями выполняет роль не только центра большого города.
Как мне кажется, ее функции намного шире.
Вся эта "Ампирная" база была задумана как витрина, прикрывающая мощь настоящую, промышленную, и, в то же время открыто намекая "стратегическим противникам", то есть почти всему миру, что "железный кулак России" был, есть и будет, несмотря на все политические "балаганы".
Даже, если это просто фантазии, то все равно "Сталинский Ампир" для миллионов людей остается зловещим символом тоталитарного режима, памятью о ГУЛАГе.
Давайте откроем "коробку с сюрпризами", то есть, пройдя вдоль фасада "Главного доиа", завернем направо. То, что мы увидим, заставит забыть обо всех, никому не нужных, "железных кулаках".
Кировка - необычный променад, единственный в своем роде.
Несмотря на промышленный подъем конца девятнадцатого века и. связанный с ним. "чисто американский рост", в целом Челябинск продолжал оставаться обыкновенным провинциальным городом российской "глубинки". И центральная улица у него была соответствующая.
Несколько новых зданий - торговый дом Валеева. Государственный банк. торговый дом Яушева - конечно выделялись своей претензией на "столичность". Но на облик главной улицы не повлияли.
Начавшаяся в 1927 году, индустриализация. тоже не изменила статус, теперь уже не Уфимской. а Кировской. Новый "имперский" центр еще находился в стадии проектирования и частично, строительства. Проекты были такими гигантскими. что об их завершении в ближайшее время не могло быть и речи. А жизнь продолжалась.
В 1934 году Челябинск становится центром одной из крупнейших областей Советского Союза. Положение обязывает. На главной улице областного центра появляются несколько новых общественных зданий, в том числе комплекс Главпочтамта. Обустраивается квартал, примыкающий к площади Революции. На месте снесенного Христорождественского Кафедрального собора начинается возведение монументального здания Театра оперы и балета, проекта, просто немыслимого в старом Челябинске. Строится еще несколько жилых зданий. Но при этом главная улица продолжает сохранять свой уездной, патриархальный вид, тем более, что почти все здания, постройки периода "до", были взяты под охрану государства.
 []

Получалась странная картина. Находясь посреди архитектурного карнавала, где ведущую роль играл "Сталинский ампир", человек внезапно оказывался в другом измерении. Если последний квартал улицы Кирова хоть как - то поддерживал масштабы челябинского центра, то дальше начинался совсем другой город - исторический центр существовал как - бы сам по себе.
Так продолжалось до последнего времени.
Архитекторы предлагали множество вариантов реконструкции, но ни один из них не подошел. В конце концов, городские власти приняли весьма неординарное решение.
Для того, чтобы превратить улицу маленького провинциального города в равноправного партнера, полноправную часть центра гигантского мегаполиса, решено было... обратить все в шутку. На участке улицы Кирова от площади Революции до реки Миасс создается что - то вроде московского Арбата.
Подобного рода променады стали массово возникать по всей стране вслед за открытием в Москве в 1988 году реконструированного Арбата - одной из первых пешеходных улиц Советского Союза. Называли их чаще всего так же, как в Москве.
В Челябинске был объявлен конкурс, который еще раз подтвердил правильность политики городских властей в отношении сохранении названия улиц. Результаты голосования показали, что шутка горожанами принята, но имя улицы - дело серьезное.
Кировка - так теперь называется пешеходная зона в центре Челябинска. Она абсолютно не похоже на московский Арбат. "Лицо" Кировки - прежде всего это скульптурные композиции, непосредственно связанные со зданиями, перед которыми установлены. Именно они создают тот дружелюбно - шутливый тон, который лежит в основе концепции реконструированной улицы.

Кировка начинается со здания Законодательного собрания Челябинской области. Примерно сто лет назад это было самое "денежное" сооружение Челябинска. Здесь размещалось городское отделение Государственного Банка Российской империи.
Дом построили специально для банкиров, учитывая специфику их работы. В 1938 году пришлось надстроить два этажа, но уже для обкома КПСС, приемником которого стало Законодательное собрание.
Далее - кинотеатр "Знамя". Этот дом был возведен для оптовой торговли и складских помещений. А архитектурный стиль именуется неоклассицизмом с элементами модерна. А вот и дом (магазин) купца Валеева.
Сегодня здание известно, как "Молодежная мода". В начале двадцатого века это было одно из крупнейших торговых заведений дореволюционного Челябинска.
Магазин был оборудован по последнему слову техники. В его подвальном этаже располагалась электростанция, обеспечивая автономным освещением.
Магазин торговал золотыми и серебряными украшениями, оренбургскими пуховыми платками, обувью, граммофонами, канцелярскими товарами и т. д. После революции 1917 года он закрылся.
В разные годы в здании магазина размещались Центропечать, Гостипография, текстильный синдикат, Клуб коммунальников, городской универмаг.
Памятником конструктивизма на Кировке является корпус Главпочтамта, построенный в 1936 году с применением новейших достижений в технике и технологии строительства того времени.
Чуть дальше художественная лавка, памятная доска на которой сообщает, что здесь до революции был дом купца Закира Зилятдиновича Ахунова, в котором размещался магазин колониальных и восточных товаров.
Место под строительство двухэтажного здания он выкупил у купчихи Зелениной. Сам Ахунов осуществлял оптовую и розничную торговлю мануфактурным товаром в Челябинске.
Яркой точкой Кировки выделяется здание Концертного зала имени Прокофьева, которое возможно территориально к прогулочной зоне и не относится, но пройти мимо просто невозможно.
В начале 20-го века на углу улиц Сибирской (ныне Труда) и Уфимской (ныне Кирова) находились два двухэтажных дома с магазинами предпринимателей Галеева и Ахметова. В двадцатых годах здание магазина Ахметова пострадало от пожара и несколько лет пустовало. Затем провели полную реконструкцию, от прежнего строения остались только фундамент и стены.
Были заложены оконные проемы, изменился образ здания.
В годы Великой отечественной войны осуществили вторую реконструкцию. Стоит отметить, что от последней реконструкции здание только выиграло, оно значительно преобразилось и визуально продолжает главную прогулочную улицу Челябинска.


 []

 []

На фотографиях - Концертный зал имени Прокоофьева - главный фасад и зрительный зал

Пешеходная Кировка - небольшая по длине. Ее три квартала можно быстро пройти пешком. Если глядеть только прямо, а не по сторонам. А посмотреть есть на что.

Фотографии Кировки

 []

 []

 []


 []

 []


 []

 []

Около реконструированного моста через реку Миасс расположена большая площадь. Когда - то здесь возвышался кафедральный Христорождественский собор и именно на этом месте полковник Тевкелев заложил небольшую крепость, с которой и начался город.
Весь тот период челябинской истории. который мы называем "до", Соборная или Христорождественская площадь выполняла функции центральной. Что в небольшом степном торговом городке это, прежде всего, место проведения ярмарок. Так они и жили много лет - собор и базар.
Сегодня, глядя на современную площадь Ярославского, с большим трудом представляешь на этом месте ярмарку.
С началом периода "после", исторический центр старого города постепенно превращается в культурный. Северная сторона площади - концертный зал имени Прокофьева и картинная галерея, разместившаяся в помещении бывшего пассажа братьев Яушевых.
Прекрасное торговое здание в стиле "модерн" с большими залами, высокими потолками, идеально подошло для музея. Галерея небольшая, но сама коллекция очень приличная. На ее основе, музей проводит большую просветительскую деятельность - лекции, концерты, передвижные выставки, корпоративные мероприятия.





Театральная жизнь

Так получилось, что почти все челябинские театры оказались на одной улице - Кирова.
С завершением строительства на площади Революции нового здания театра Драмы начался обмен помещениями.
Бывший Народный дом - занял театр юных зрителей. старый зал которого находился на площади Ярославского. Здание ТЮЗа было передано сначала Дому Актера, а потом. уже в девяностые годы, - Камерному театру.

 []
Вот такой культурно - обменный процесс произошел в начале восьмидесятых годов прошлого века на площади Ярославского. Кстати, многим челябинцам она знакома под другим названием - площадь Оперного театра, зданию которого здесь по праву принадлежит главенствующее положение.
Челябинский театр оперы и балета имени Глинки открылся в сентябре 1956 года. С опозданием на пятнадцать лет.
Строительство этого грандиозного сооружения имеет свою, необычную историю.
Решение об открытии театра было принято в 1938 году и почти сразу начались работы по возведению здания. Следует сказать, что первоначальный проект был намного скромнее, чем окончательный, не такой роскошный, но не без излишеств. К началу Второй Мировой войны, точнее ее переходу на территорию СССР. здание театра было полностью готово и в этом же 1941 году планировалось открытие первого сезона.
Но не получилось. Оборудование эвакуированных заводов устанавливали везде, где была хоть какая - то крыша, а чаще - под открытым небом. До наступления осени на наиболее важных объектах успевали достраивать коробку, а были и такие места, где цеха всю первую военную зиму проработали в палатках. Понятно, что в таких условиях, вновь возведенные здания театра оперы и балета, публичной библиотеки и еще несколько других автоматически превращались из объектов культуры в военные.
Так место театра занял московский завод "Калибр", большая часть оборудования, которого осталась в Челябинске после окончания войны. В 1951 году предприятие перебирается в новые, специально построенные для него корпуса,
Начинаются работы по восстановлению театрального здания. Что открылось перед глазами проектировщиков, можно было назвать по - разному, но только не театром.
На первых этапах реконструкции часто вставал вопрос о целесообразности восстановления здания. За десять лет завод "Калибр" хорошо постарался, впрочем перед ним не стояла задача сохранения памятника истории.
За пять лет реконструкции на месте мрачного промышленного здания с пропитанными маслом стенами появился шедевр архитектуры. Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.
Открытие в Челябинске театра оперы и балета поставило город на совершенно иной культурный уровень. Дело в том, что, согласно советскому "табелю о рангах", областному центру средних размеров "полагался" драматический театр. Городу побольше добавлялся музыкальный театр, не предназначавшийся для постановки сложных классических опер и балетов. "Идеальный" набор - опера, драма, оперетта, юного зрителя, кукольный.
Решение об открытии в Челябинске театра с полноценной оперной и балетной труппой было воспринято весьма неоднозначно. К тому времени на Урале работали - Академическая Свердловская опера, бывшая Екатеринбургская, ведущая свою историю с начала двадцатого века, Академический Пермский театр оперы и балета со знаменитым хореографическим училищем и Башкирская опера.
Появление четвертого театра многим казалось излишним.
Для открытия первого сезона была собрана труппа, состоящая из лучших сил страны. Конечно. в таком составе она долго не продержалась. Но определенную репутацию театру дала. Шли годы. сменялись сезоны. Какой - то лучше. какой - то хуже.
Но за все это время вы почти не найдете публикаций о целесообразности существования в Челябинске театра оперы и балета.
Период восстановления здания театра счастливым образом совпал с "пиком" популярности "сталинского ампира" в самой роскошной его форме. В то время возводилось множество зданий дворцов культуры с шикарными театральными залами. Но челябинская опера отличается от них. Прежде всего - это чисто театральное здание, спроектированное и построенное на базе опыта возведения подобного рода сооружений.


 []
Театр открылся всего на несколько лет раньше начала "хрущевского обрезания излишеств". Поэтому он все получил сполна - классический восьми колонный портик с тремя скульптурами. отделанное мрамором. двусветное фойе с двумя огромными хрустальными люстрами, отделанный золотом зрительный зал на 1200 мест, с полным набором опций для зрителей - партер. амфитеатр, бенуар, бельэтаж, ярусы, балкон. И, конечно, огромная сцена, позволяющая ставить спектакли во всех известных форматах.

 []

 []

 []

На фотографиях - здание Академического театра оперы и балета имени Глинки - зрительныый зал, фойе второго этажа, лестница
В здании свыше двухсот помещений. включающих репетиционные классы балета. Роспись плафонов фойе и зрительного зала выполнена по эскизам и под руководством академика Дейнеки.
Здание уверенно возвышается над окружающей низкорослой застройкой, словно подтверждая народное название - площадь Оперного театра.
Реконструкция Кировки добавила шарм этому месту. На западной стороне площади, на самой улице появились роскошные фонтаны и обелиск "Нулевая верста Челябинска". возведенный на предполагаемом месте основания города. Отсюда отсчитываются все расстояния Челябинской области.

> []

На противоположном берегу реки Миасс веселая, расслабленная Кировка продолжается, но уже под своим прежним именем - улица Кирова.


 []

6

Обратная сторона медали

Спустя сто лет

Прошло сто лет после выхода в свет книги "Челябинские впечатления", цитатой из которой начинается этот рассказ.
Настало время подвести некоторые итоги.
Вот как писала автор книги А.М.Нечаева в 1909 году.
"Челябинск... в настоящее время все более и более завоевывает себе значительное положение среди остальных городов...
Ему, несомненно, принадлежит в будущем роль столицы зауральского края, природные богатства которого, вроде нриродной почвы, целебных вод, многих горных пород, тучных пастбищ и девственных лесов, до сих пор еще мало использованы".

Что же мы получили?
Все, что описано выше - театры, музеи, променад, громадные сооружения центра Челябинска, создающие городу столичный имидж - явления вторичные.
Настоящее лицо Челябинска нужно искать в другом месте.
Также как и в любом другом городе, центр Челябинска окружен "спальными" районами. Здесь вы не найдете архитектурных "изысков". Основная застройка - типовая, быстровозводимая. Ведь жилье требуется постоянно, при всех властях.
Районов, где почти полностью отсутствует промышленная зона, в Челябинске немного. Самый большой из них - Северо - Запад - город средних размеров с населением около трехсот тысяч человек.
Основная же масса, окружающих челябинский центр, районов совсем другая.
Центр города окружают промышленные предприятия и каждый более или менее приличный завод имеет свой, отдельный ведомственный жилой район.
Подъезжая к городу с севера, еще за несколько километров до въезда можно различить густые клубы дыма в небе.
Последний поворот и перед нами открывается фантастическая картина.
Множество труб извергают в небо дым самых разных цветов. Природная голубизна почти не видна среди этих рукотворных облаков.
Перед вами заводы знаменитого концерна "Мечел" - бывший челябинский металлургический комбинат. Заложенный в 1942 году, на довольно большом расстоянии от центра города, он, со временем, превратился в одно из крупнейших металлургических предприятий страны.
Одновременно с корпусами завода началось строительство жилого поселка. Сегодня - это целый город с населением около четырехсот тысяч человек.

Металлургический комбинат занимает огромную территорию. По ней даже проложено несколько трамвайных маршрутов.
Сам жилой район сегодня уже почти вплотную подошел к заводским корпусам.
Разноцветное дымовое облако, нависающее над домами, хорошо просматривается при въезде со стороны центра города.
Обособленное расположение района не помешало строительству здесь еще нескольких крупных предприятий, не имеющих отношения к "Мечелу", но загрязняющих атмосферу не хуже его.
В те дни, когда сильный ветер, наперекор проектировщикам, изменяет направление и над районом зависает рукотворное облако, с моста через реку Миасс открывается фантастическая картина. Слабеющие лучи предзакатного солнца с трудом пробиваются сквозь, нависающие над белыми домами, тяжелыми облаками радужного оттенка. И не важно, с какого завода. Сливаясь вместе, они образуют одно большое облако, которое как шапкой укутывает весь район.
Запоминающаяся панорама.

 []

Концентрация в одном месте такого количества производств во много раз увеличивает опасность техногенной катастрофы.
Ведь случись что - нибудь на одном из закрытых даже для местных служб по чрезвычайным ситуациям, предприятий, существует вполне реальная опасность цепной реакции.
Об экологической катастрофе я уже не говорю. Она произошла, давно, задолго до Чернобыльской. Ее последствия уже закодированы в генетической памяти нескольких поколений. В том числе и моего.


Где же, обещанные А.М.Нечаевой, "тучные пастбища и девственные леса"?

 []

 []



 []

 []

Так выглядят окрестности закрытого города Челябинск - 40 - "сердца" Советского "атомного проекта".
Ниже - фотография города Снежинска. Это "гражданское" название той же "сороковки"-Челябинск-40.

 []

 []

На фотографии - окрестные деревни после "Кыштымской трагедии"


Категория: Путешествия | Добавил: defaultNick (15.11.2011)
Просмотров: 933 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz