оптимизм

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 18.11.2017, 13:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Путешествия [55]
Фотогалереи для раздела "Путешествия" [10]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Главная » Статьи » Фотогалереи для раздела "Путешествия"

Челябинск - счастливый билет?

   На мой рассказ "Челябинск - счастливый билет" блоггер под псевдонимом Zed наложил свои фотографии.
   Рассказ можно прочитать на этом сайте в разделе "Возвращение в прошлое".


Набрел в сети неплохой обзор "архитектурно-исторический обзор": http://world.lib.ru/editors/o/optimi...lyabinsk.shtml, на его основе и построю свой рассказ, дополнив его другими фотографиями.






Собираясь написать рассказ о Челябинске, я провел своего рода мини - опрос среди некоторых своих знакомых, жителей центральной России, не имевших и не имеющих никакого отношения к Уральскому региону.
Образованные люди, объехавшие половину мира, при слове "Челябинск" морщили лоб, пытаясь вспомнить, где находится этот город, а вспомнив, выдавали один и тот же набор стереотипов.
Одна из причин такой ограниченности - многолетняя закрытость города, как и всего Уральского региона, от внешнего мира из - за оборонного характера большинства его предприятий. Но и сегодня, несмотря на снятие большей части запретов, этот район - словно белое пятно на туристической карте России.

Прожив в этом городе определенную часть жизни, а затем, сменив место обитания, я смог взглянуть на Челябинск иным взглядом, со стороны. А, позже, поездив по миру, получил возможность сравнивать и анализировать. Тем более, что, покинув этот город еще в эпоху "развитого социализма", вернулся туда при ином общественном строе - даже не знаю, как его назвать.
Оказалось, что все то, что отложилось у меня в памяти с далекого детства, в действительности выглядит несколько иначе, а сравнения с теми местами, где я побывал, часто оказывались не в пользу последних.
Что такое Челябинск? Огромный промышленный город на Урале, один из "столпов" советской, а теперь российской, экономики. Все это так.
Но, кроме промышленных "монстров", в городе есть еще много того, что порой отсутствует даже в больших мегаполисах той, же Европы.
Знаете ли вы, что уральский город Челябинск находится не совсем на Урале. Административно да, а географически нет.
Почти по центру города, с севера на юг, примерно по трассе железной дороги на Екатеринбург, проходит геологическая граница между Уральскими горами и Западно Сибирской низменностью. Одной ногой там, другой здесь.
Да и до "настоящих" гор не так уж и близко. Примерно девяносто километров на запад, в сторону Европы, там, где она граничит с Азией.
Челябинск, хоть и считается уральским городом, но расположен на обычной равнине с редкими березовыми "колками". Это то, что и лесом назвать нельзя - так, группа деревьев. А в самом городе нас ждет сюрприз.
Два огромных сосновых бора, один из которых выходит прямо на главную улицу. И еще множество озер. Только в административных границах города их четыре.
История Челябинска так же необычна, как и окружающая его природа. В советское время специалисты делили ее на два абсолютно непохожих периода - "до" и "после". "До" - это до революции или Октябрьского переворота 1917 года.
По моему мнению, они правы, только разделяет эти две эпохи не 1917, а 1927 год. Точнее начало строительства первого объекта "сталинской" индустриализации - крупной электростанции, базы для дальнейшего развития промышленности.
Кажется, что Челябинску достался счастливый билет. Из захудалого провинциального степного городка, которых в России тысячи, он превратился в один из крупнейших мегаполисов страны.
Но действительно ли счастливым оказался тот билет? Трудно сказать. Есть много плюсов, но каждая медаль имеет свою обратную сторону.
Думал ли в сентябре 1736 года некий полковник Тевкелев, закладывая на берегу реки Миасс небольшую сторожевую крепость, во что превратится его детище. Эта была даже не крепость, а один из охранных постов по дороге на Оренбург - южному форпосту России по пути на восток, в Сибирь, колонизация которой еще только начиналась.
Докладная записка этого полковника и стала основанием для отсчета возраста города.



Так примерно выглядела челябинская "крепость". И не только она. Это "типовой проект" с небольшим отличием. В большинстве других подобных охранных постов для строительства стен применялся дерн, а челябинская крепость была немного выше по статусу. И здесь уже стены покрепче, из бревен.

Площадь Революции


Если вы хотите не просто познакомиться, но хотя бы немного понять этот город, заглянуть в его душу, начинать нужно именно отсюда.
Окружающие площадь монументальные здания не подавляют своей мощью, а наоборот, одчеркивают огромный внутренний потенциал этого российского мегаполиса, важнейшей составляющей уральского региона - "опорного края державы".
Именно такая идея лежала в основе второго Генерального плана развития Челябинска 1947 года, который окончательно определил масштаб застройки его центральной части.
Главная площадь одного из крупнейших городов страны - победительницы, страны. диктовавшей свою волю половине мира, должна была соответствовать статусу "Великой Державы".
"Сталинский ампир", широко применявшийся в то время - это своеобразный симбиоз архитектурных стилей с элементами оформления, используемыми в Древней Греции и Риме. Его еще называют имперским, пафосным, высокомерным.
В этом стиле предполагалось построить все сооружения главной площади. Но проект не был выполнен. Страна восстанавливала разрушенные войной города. Катастрофически не хватало жилья, огромные заводы лежали в руинах.Для помпезности время еще не пришло. Поэтому вместо "плаца" для имперских парадов, Челябинск получил нечто совсем иное.
Сегодня формирование комплекса этой, одной из крупнейших площадей Европы, можно считать завершенным. Здесь, словно на "карнавале архитектуры", представлены практически все стили и направления, применявшиеся в строительстве в течении двадцатого века.
Западная сторона площади совершенно непохожа на восточную, северная на южную, а каждый уголок сам по себе отличается от своего соседа, словно работает в автономном режиме.
Но, несмотря на этот архитектурный "балаган", ансамбль центральной площади Челябинска смотрится как единое целое. Во многом благодаря, установленному здесь, обязательному в советское время, памятнику Ленину.



Точно подобранные скульптором Л. Головницким и архитектором Е. Александровым, пропорции комплекса, а в него входит не только сама скульптура и постамент, но и гостевые трибуны, объединили все сооружения площади. А могло быть и иначе.
В Москве, например, после сноса памятника Дзержинскому, ансамбль одной из красивейших площадей столицы распался, несмотря на то, что все окружающие здания остались на своих местах.
Поэтому спасибо тем, кто решал судьбу города после развала Советской империи.
Хорошо, что также не изменили и название. Площадь возникла и сформировалась в годы советской власти и тем самым стала своеобразным памятником этому периоду.
Молодое поколение новой России довольно смутно представляет себе, о какой революции идет речь. Да и не все ли равно. Это название воспринимается сегодняшней молодежью как данность, своего рода памятник определенной, незнакомой им эпохе.
Площадь Революции - не просто официальный центр. Это еще и душа города. Сюда приходят в праздники, здесь фотографируются новобрачные, собираются спонтанные митинги.
Когда - то, после обязательного прохождения в колонне первомайских или ноябрьских "демонстрантов", передохнув за праздничным столом, уже вечером мы приходили сюда. Смотрели салют, встречались с друзьями, выпивали, знакомились.
Рано утром, после школьного выпускного бала, здесь мы отмечали завершение одного из этапов своей жизни. Из всех концов огромного города сюда двигался бело - черный поток. Традиционная школьная форма в этот день была заменена на белые платья и черные костюмы. Здесь начался наш путь в "большую жизнь". У каждого она сложилась по - разному, но отправная точка у всех была одна.

Северная и восточная стороны площади Революции - это торжество "сталинского ампира". Огромный жилой дом, занимающий почти всю северную часть, построен в 1940 году, Он также, как и здание гостиницы "Южный Урал", представляют собой образцы раннего, довоенного "ампира".



Этот, так называемый, "Главный дом Челябинска" протянулся между двумя улицами, выходя на них своими боковыми фасадами. Справа - бывшая Большая, ныне улица, названная в честь С. М. Цвиллинга.



Про него известно немного. Этот загадочный молодой человек, двадцати двух лет от роду, солдат царской армии, волею случая, оказавшийся в Челябинске в смутное время между Февральской революцией и Октябрьским переворотом 1917 года, стал председателем городского Совета, фактически главой городской администрации.
Правда, выполнять свои прямые обязанности было некогда. Да и правил он недолго. Через несколько месяцев Цвиллинг погиб в бою с захватившими город чешскими военнопленными, среди которых был создатель Швейка писатель Ярослав Гашек.
О самом же товарище Цвиллинге напоминает еще маленький деревянный дом на улице его имени.Там, где он жил с женой и ребенком. А также здание Театра юных зрителей в западной части площади Революции, тогда самое большое общественное сооружение города, ставшее в те смутные годы челябинским "Смольным". Это - самое старое театральное здание Челябинска - Народный дом - занимает примерно третью часть западной стороны площади.



С начала двадцатых годов прошлого века здесь работал Драматический театр и, по мере роста его труппы, возникла необходимость в увеличении площади подсобных помещений. Эта проблема решалась частями, в разные периоды времени, без единого плана. Из - за многочисленных пристроек, внешний вид которых совершенно не был связан с историческим архитектурным обликом Народного дома, объем здания увеличился почти в три раза.
От небольшого, камерного сооружения сохранился только фасад, выходящий на улицу Кирова, часть фойе и зрительного зала. Остальное поглотили пристройки, выполненные в совершенно ином стиле, а, проще говоря, никаком. Так вот он, этот стиль, и стал частью площади Революции и выглядит это здание, которое сегодня занимает Театр юных зрителей, так, словно большое бесцветное животное заглатывает мелкого, но красивого зверька.
Одно хорошо. Наконец восстановлен оригинальный фасад Народного дома, который тоже успели испортить за эти годы.
Само же здание очень удобно для творческих работников. Это мнение артистов Малого театра, труппа которого проработала здесь, в эвакуации, несколько военных лет.


Но вернемся к "Главному дому". Левая его часть, вместе с, находящимся напротив, зданием Законодательного Собрания открывают въезд на одну из самых интересных улиц Челябинска. Бывшая Уфимская, потом Кирова, она много лет служила главным торговым променадом города, еще того, маленького, провинциального. Здесь, на перекрестке с нынешней площадью Революции, заканчивался старый Челябинск. Дальше начиналась степь и березовый лес - ныне парк имени Пушкина.
Так бы и продолжалось, если бы не одно важное событие.
Промышленный подъем, начавшийся в конце девятнадцатого века, затронул и сонный степной Челябинск. В 1892 году на новую железнодорожную станцию прибыл из Златоуста первый поезд. Великая Транссибирская магистраль дошла до Челябинска. Тем местам, где проходила железная дорога, вторая по значению в России после трассы Москва - Петербург, очень повезло. Они как - бы получали "второе дыхание".
Станция - это не только вокзал, но и целый комплекс предприятий, включающий железнодорожное депо и всякого рода подсобные производства.
Вместе с железной дорогой вглубь России стали продвигаться и зарубежные инвесторы. Так в Челябинске рядом со станцией был возведен завод бельгийской фирмы "Столль", выпускавший оборудование для сельского хозяйства.
Таким образом, железнодорожный поселок превратился в небольшой промышленный центр.
Образовалось как - бы два города - старый, большей частью ориентированный на переработку сельскохозяйственной продукции и торговлю, и новый, возникший благодаря развитию Транссибирской магистрали. А между ними - пустота, степь и березовый лес. Но промышленный подъем не мог не затронуть и исторической части Челябинска. Современники с изумлением наблюдали за происходящими изменениями. Для горожан, привыкших к размеренному, патриархальному образу жизни, наступили иные времена. Сносились небольшие деревянные домики, составлявшие основной жилой фонд, а на их месте возникали, невиданные здесь прежде здания - банки, торговые фирмы, большие универсальные магазины с зеркальными витринами. Конечно, по сравнению со столицей, в уменьшенном, провинциальном варианте. Но как писал один из путеводителей того времени - основная особенность Челябинска начала двадцатого века - это "чисто американский рост его".
Необходимо было объединить две части одного города в единое целое. Старый исторический центр, расположенный в месте основания Челябинской крепости, там, где сейчас раскинулся цветочный партер перед Театром оперы и балета, уже перестал удовлетворять требованиям нового времени. Поэтому на другом конце Уфимской улицы возникает группа общественных зданий, пока наметок будущего городского центра, общего, как для пролетарской, привокзальной части, так и для, преимущественно купеческой, основной, исторической.
Здесь, на перекрестке нынешних проспекта Ленина и улицы Кирова ( Кировки ), начинает формироваться центр уже не маленького, сонного, уездного, а большого современного капиталистического города. До революции 1917 года успели возвести два здания - Государственный банк и Народный дом. В годы Советской власти банк был перестроен и до 1991 года его помещения занимал областной комитет Коммунистической партии - высшей инстанции местного значения.
Выдержанное в строгом деловом стиле, это здание особо не выделялось в ансамбле площади Революции. Сегодня здесь размещается Законодательное Собрание, для которого снова была проведена реконструкция, согласно вкусам и запросам новых хозяев.



Здание Народного дома завершает перспективу улицы Кирова. Построенный на средства организации со странным названием "Общество народной трезвости", он долгое время был самым большим общественным зданием города. Здесь, в театральном зале, уже известный нам товарищ Цвиллинг объявил о переходе власти в городе в руки Совета рабочих и солдатских депутатов.
Так называемый "Главный дом города" - челябинский вариант известного здания на берегу Москва - реки - "Дома на набережной". Вот две мемориальные доски, укрепленные на его фасаде. Только две, но за ними целая эпоха. Обратите внимание на то, чем занимались эти люди.



Интересный факт - "Главный дом города" - основное здание центральной площади - был спроектирован и построен совсем не для нее. Несколько мощных, импозантных сооружений - гостиница "Южный Урал":



обком КПСС, Госбанк СССР и этот огромный жилой дом положили начало главной улице города - проспекту Ленина, точнее его центральной части. А главная площадь тогда находилась не здесь, а немного западнее, в месте, которое называется "Алое поле". Там, где высится, построенный в 1936 году, комплекс зданий, известных в Челябинске как "Городок НКВД". Лишь второй Генеральный план 1947 года документально зафиксировал новое место для центра города. Так этот огромный дом становится основой для дальнейшего развития площади Революции, почти полностью оформляя южную ее часть.
Восточная сторона площади Революции дает представление о нескольких этапах развития "Сталинского ампира".
Здание Управления Южно - Уральской железной дороги было заложено незадолго до начала Великой Отечественной войны и, в спешном порядке, завершено в 1942 году. Только заняли его не железнодорожники, а аппарат, вновь созданного, Министерства танковой промышленности.
Следующий представитель "Сталинского ампира" - "Челябэнерго", одна из лучших работ архитектора Ф.Л.Серебровского. Здание представляет нам этот стиль в самый период его расцвета.



А вот третий дом, замыкающий этот же квартал, попал под "Хрущевскую экономию" и его, задуманный в том же "ампире", проект был безжалостно урезан. Остались лишь отдельные элементы, которые пропустила архитектурная цензура, тогда сама еще толком не знавшая, что запрещено, а что разрешено.


Центральная площадь Челябинска - место, где можно увидеть почти все образцы архитектурных стилей за последние сто лет.
Современность, которой тоже уже под тридцать, представлена здесь весьма своеобразным сооружением. Но сначала немного истории.
Семидесятые годы прошлого века. Разгар брежневского "застоя". "Золотой период" для многочисленной советской номенклатуры. Первый секретарь областного комитета Коммунистической партии - главный человек в области. Для него же самого - это лишь очередная ступенька на пути к более высокой должности, обычно в столице. В те годы для "первого лица" существовала традиция - оставлять после себя весьма своеобразную память в тех местах, где он правил. Это мог быть и новый институт, и жилой район, и крупное общественное сооружение.
Так и поступил очередной секретарь обкома, подарив Челябинску новое здание Драматического театра, которое действительно стало памятником тому человеку, который сумел "выбить деньги" на его строительство.
Этот объект оценивался в фантастическую для своего времени сумму. При этом у театра не было никакой необходимости в новом здании. Но традицию никто не отменял. Таким образом и возникло на южной стороне площади, строго по ее центральной оси, словно завершая композицию, огромное беломраморное строение.



Здание имеет шесть наземных и три подземных этажа. Последние предназначены не для автомобильных стоянок. Об этом тогда никто и не думал. Строительство театра было закончено в 1982 году. Здание оборудовано по последнему слову техники, естесственно на то время, и имеет некоторые особенности. Так, художественный цех расположен над сценой, выше колосниковой коробки. Отсюда готовые декорации через специальное отверстие, с помощью сложной системы блоков, спускаются вниз, на сцену. Не забыли проектировщики и "спонсора". Для него и других "высоких гостей" предназначена "правительственная" ложа, с отдельным входом из соседнего парка, специальным лифтом и комнатами отдыха. В здании два зала. Большой, который находится на уровне второго этажа и Малый, в подземной части. С наружной стороны, на всю высоту шести этажей, здание облицовано белым коелгинским мрамором. Месторождение это находится рядом с Челябинском, а саму работу выполняли лучшие в стране специалисты. Внутри - та же роскошь. Хрустальные люстры в фойе, двери, сделанные по спецзаказу из особых пород дерева, кресла зрительного зала.



Но больше всего поражают человека, впервые увидевшего это здание, три главных входа со стороны площади Революции. Здесь впервые использовано, в таком количестве, каслинское художественное литье - визитная карточка Челябиской области. Прообразом зтого оформления послужил знаменитый "Каслинский павильон", который находится в Екатеринбургском художественном музее.



Еще одно интересное сооружение на площади - здание, построенное в 1934 году, которое сегодня занимает Арбитражный суд. Спроектированное в виде советского символа - серпа и молота, оно состояло из двух частей. Пятиэтажной, выходящей на площадь, в которой размещались разные мелкие конторы и семиэтажной, занятой гостиницей. Из - за такого большого количества "арендаторов" здание выглядело довольно убого, особенно внутри. Именно здесь, на крыше, была установлена, первая в городе, динамичная реклама - "бегущая строка", прообраз современного огромного лазерного экрана, смонтированного на том же месте, а теперь поднятого еще выше, на стену очередного бизнес - центра.



А серп и молот тогда так никто и не видел.Зато сегодня этот "архитектурный изыск" хорошо просматривается с соседнего высотного комплекса "Мизар", особенно с площадки для посадки вертолетов, расположенной на его крыше. Центральная площадь Челябинска - очень престижное место. Поэтому к ней с разных сторон подбираются всякого рода инвесторы. На саму площадь они пока еще не вышли, но своими высотками ее уже окружили.



А подземное пространство сдано под торговый центр.
Площадь Революции состоит из трех частей, несущих абсолютно разную функциональную нагрузку. Та, подземелье которой уже использовали, парадная, служившая местом проведения праздничных демонстраций в прошлом. Ограниченная с юга памятником Ленину, она и сегодня воспринимается многими как собственно площадь Революции.
На самом же деле - это только ее часть.
Сквер с фонтаном, расположенный позади фигуры бывшего вождя и двухуровневое пространство перед фасадом драматического театра - вот три составляющие единого целого, имя которому - площадь Революции.


Центральная площадь Челябинска - место, где можно увидеть почти все образцы архитектурных стилей за последние сто лет.
Современность, которой тоже уже под тридцать, представлена здесь весьма своеобразным сооружением. Но сначала немного истории.
Семидесятые годы прошлого века. Разгар брежневского "застоя". "Золотой период" для многочисленной советской номенклатуры. Первый секретарь областного комитета Коммунистической партии - главный человек в области. Для него же самого - это лишь очередная ступенька на пути к более высокой должности, обычно в столице. В те годы для "первого лица" существовала традиция - оставлять после себя весьма своеобразную память в тех местах, где он правил. Это мог быть и новый институт, и жилой район, и крупное общественное сооружение.
Так и поступил очередной секретарь обкома, подарив Челябинску новое здание Драматического театра, которое действительно стало памятником тому человеку, который сумел "выбить деньги" на его строительство.
Этот объект оценивался в фантастическую для своего времени сумму. При этом у театра не было никакой необходимости в новом здании. Но традицию никто не отменял. Таким образом и возникло на южной стороне площади, строго по ее центральной оси, словно завершая композицию, огромное беломраморное строение.



Здание имеет шесть наземных и три подземных этажа. Последние предназначены не для автомобильных стоянок. Об этом тогда никто и не думал. Строительство театра было закончено в 1982 году. Здание оборудовано по последнему слову техники, естесственно на то время, и имеет некоторые особенности. Так, художественный цех расположен над сценой, выше колосниковой коробки. Отсюда готовые декорации через специальное отверстие, с помощью сложной системы блоков, спускаются вниз, на сцену. Не забыли проектировщики и "спонсора". Для него и других "высоких гостей" предназначена "правительственная" ложа, с отдельным входом из соседнего парка, специальным лифтом и комнатами отдыха. В здании два зала. Большой, который находится на уровне второго этажа и Малый, в подземной части. С наружной стороны, на всю высоту шести этажей, здание облицовано белым коелгинским мрамором. Месторождение это находится рядом с Челябинском, а саму работу выполняли лучшие в стране специалисты. Внутри - та же роскошь. Хрустальные люстры в фойе, двери, сделанные по спецзаказу из особых пород дерева, кресла зрительного зала.



Но больше всего поражают человека, впервые увидевшего это здание, три главных входа со стороны площади Революции. Здесь впервые использовано, в таком количестве, каслинское художественное литье - визитная карточка Челябиской области. Прообразом зтого оформления послужил знаменитый "Каслинский павильон", который находится в Екатеринбургском художественном музее.



Еще одно интересное сооружение на площади - здание, построенное в 1934 году, которое сегодня занимает Арбитражный суд. Спроектированное в виде советского символа - серпа и молота, оно состояло из двух частей. Пятиэтажной, выходящей на площадь, в которой размещались разные мелкие конторы и семиэтажной, занятой гостиницей. Из - за такого большого количества "арендаторов" здание выглядело довольно убого, особенно внутри. Именно здесь, на крыше, была установлена, первая в городе, динамичная реклама - "бегущая строка", прообраз современного огромного лазерного экрана, смонтированного на том же месте, а теперь поднятого еще выше, на стену очередного бизнес - центра.



А серп и молот тогда так никто и не видел.Зато сегодня этот "архитектурный изыск" хорошо просматривается с соседнего высотного комплекса "Мизар", особенно с площадки для посадки вертолетов, расположенной на его крыше. Центральная площадь Челябинска - очень престижное место. Поэтому к ней с разных сторон подбираются всякого рода инвесторы. На саму площадь они пока еще не вышли, но своими высотками ее уже окружили.



А подземное пространство сдано под торговый центр.
Площадь Революции состоит из трех частей, несущих абсолютно разную функциональную нагрузку. Та, подземелье которой уже использовали, парадная, служившая местом проведения праздничных демонстраций в прошлом. Ограниченная с юга памятником Ленину, она и сегодня воспринимается многими как собственно площадь Революции.
На самом же деле - это только ее часть.
Сквер с фонтаном, расположенный позади фигуры бывшего вождя и двухуровневое пространство перед фасадом драматического театра - вот три составляющие единого целого, имя которому - площадь Революции.



Проспект Ленина


Главная улица Челябинска сохранила свое прежнее название. Так же, как и все остальные.
Какое имя можно дать улице, "родившейся и выросшей" в годы Советской Власти? Увековечить память героев нового времени? Где они, эти герои? Где признанные народом вожди, события, всколыхнувшие всю страну, памятные даты? Ничего нет.
Разве только "новые" праздники типа Дня Независимости России.
Независимости от кого? Может быть от "балласта" в виде бывших республик распавшегося СССР?
Так что, для комиссии по переименованию улиц в Челябинске работы не было, разве что в старой, исторической, части. Но и этот район сегодня превратился в одну сплошную стройку с небольшими "вкраплениями", пока еще сохранившихся, немногочисленных памятников архитектуры.

Проспект Ленина начинается у главной проходной знаменитого Тракторного завода - одного из основных символов "Сталинской индустриализации".



Так как главная улица Челябинска застраивалась в разное время, то по окружающим сооружениям можно изучать историю советской архитектуры, тем более, что проспект довольно просто разделить на условные зоны, каждая из которых представляет определенную эпоху.
Предлагаю начать с более "веселой" - времен "Хрущевской оттепели". Этот участок находится на противоположной от Тракторного завода стороне семикилометрового проспекта.



Памятник академику Курчатову.
Находясь здесь, в самой верхней точке проспекта Ленина, начинаешь понимать, насколько необычен и уникален Челябинск.
В муниципальных границах города находятся два старинных сосновых бора и четыре озера довольно внушительных размеров. Один из этих лесных массивов подходит прямо к центру города, продолжая его главную улицу. С этого места мы и начнем знакомство с проспектом Ленина.
С площади перед памятником академику Курчатову открывается великолепный вид на главную улицу. Но почему память о выдающемся ученом увековечена именно здесь, в Челябинске, да еще на одном из самых престижных мест города? Попробуем проанализировать известную нам информацию.
Скульптура академика - часть комплекса под названием "Расщепленный атом". Вспомните, чем занимались те люди, в память о которых установлены мемориальные доски на фасаде "Главного дома"? Челябинск долгое время был закрытым городом для иностранцев. Далее, обратим внимание на фантастическое количество "Сталинского ампира" в центре города и не только.



А если заглянем в Южно - Уральский университет, корпуса которого находятся здесь же, напротив, и посмотрим перечень специальностей, которые тут можно получить, то ответ придет сам собой.
То, что тщательно скрывалось в прошлом, хотя этот секрет знал почти каждый житель города. Челябинск был и остается одним из крупнейших центров оборонной промышленности страны.
Часть проспекта Ленина, на которую грозно взирает со своего постамента академик Курчатов, занимает городок Южно - Уральского государственного университета. В этом же районе, в продолжение проспекта, сосредоточена большая часть научного потенциала города. Далеко не все научно - исследовательские институты пережили смену власти и общественного строя. Выжили сильнейшие. Но, судя по количеству институтов, расположенных в этом районе, специфическая, челябинская наука все еще необходима государству. Южно - Уральский государственный университет, в прошлом Челябинский политехнический институт - один из крупнейших и престижых ВУЗов России. Здесь учится примерно тридцать тысяч человек.
Это учебное заведение в какой - то мере повторило судьбу самого города. Созданный в 1942 году, Машиностроительный институт готовил специалистов для местных и эвакуированных предприятий. Выпуски были небольшие и после окончания войны его предполагалось закрыть. Ведь на Урале, в Свердловске, работал один из крупнейших учебных центров - Уральский политехнический институт.
Но тут началась, точнее, продолжилась, но уже в других масштабах, "Эра оборонки", которой требовалось с каждым годом все больше и больше специалистов. Так появилось то, что мы видим сегодня.
Университетский городок расположен по обе стороны проспекта Ленина. Главный корпус был запроектирован в том же "Сталинском ампире" и возводился в три этапа - сначала западное и восточное крыло, а затем - центральная часть. В разгар строительства начались "Хрущевские сокращения". И, если крыльям хоть что - то досталось от опального имперского стиля, то центральную часть упростили до предела.
Сегодня Главному корпусу вернули первоначально запроектированный вид. Вновь построенная башня со шпилем видна издалека и в целом, даже с добавлениями, реконструированное здание смотрится очень гармонично.

Остальные здания построены в более позднее время и имеют соответствующий вид. Университетский городок расположен довольно компактно и включает в себя, кроме учебных корпусов, общежития, кафе, столовые, дворец спорта, бассейн, поликлинику, предприятия сферы обслуживания - то есть почти полностью автономное образование, расположенное на краю старинного соснового бора.
Если свернуть в один из переулков, то обогнув корпуса Университета, можно снова оказаться у того же леса, а, точнее, около его "облагороженной" части. До начала строительства студенческого городка и всего окружающего комплекса, граница уникального памятника природы - Городского бора - проходила намного восточнее. В пятидесятые - шестидесятые годы прошлого века, когда началось бурное развитие этого района, проспект Ленина был продолжен на несколько километров, для чего немного "подвинули", а проще говоря, вырубили эту часть леса. Хорошо, что вовремя остановились. Там, где установлен памятник академику Курчатову. А последний дом проспекта, находящийся уже почти в лесу, строился специально для Уральского филиала Академии строительства и архитектуры, впоследствии упраздненной.
Позади университетского городка сохранилась часть бора. Здесь, между вековыми соснами, протянулись дорожки Центрального парка культуры и отдыха, который имеет стандартный набор развлечений, таких же, как и в любом другом большом городе.
Однако в центре парка посетителя ожидает сюрприз.
Когда - то, здесь, в пригородном лесу, была широко развернута добыча природного камня. Строительный "бум" начала двадцатого века привел к значительному увеличению количества открытых горных разработок - каменоломен. Об охране природы тогда никто и не думал.
При организации здесь в 1936 году Центрального парка, перед его создателями встал вопрос - что делать с разбросанными по всему участку, довольно глубокими и, поэтому, опасными, ямами. Неизвестно, чья это была идея, но получилось великолепно. Старые каменоломни заполнили водой и среди соснового леса появились пруды. Они возникают перед глазами посетителя в самых неожиданных местах - бирюзовое зеркало воды в обрамлении, причудливой формы, гранитных берегов, на фоне вечнозеленых сосен и туй.
Да, это южное дерево хорошо прижилось в уральском климате и поэтому многие аллеи парка обрамлены стройными шеренгами туй, словно где - то на черноморском побережье.











Центральный парк культуры и отдыха имени Ю. А. Гагарина, такое его официальное название, переходит в лес, который спускается в долину реки Миасс. Здесь сохранилось множество живописных уголков и, обычно, прогулка по парку продолжается по самому бору до прибрежной зоны отдыха.
В этом месте когда - то были самые лучшие пляжи с развитой инфраструктурой - раздевалками, душевыми, ресторанами, буфетами. И даже со своей железнодорожной станцией. Почти настоящей.
В 1949 году открылась детская железная дорога, соединившая городок аттракционов собственно парка с местами отдыха на берегу реки Миасс. Она и сегодня перевозит пассажиров.
Дорога реконструирована. Старые деревянные платформы заменены на современные, из железобетонных конструкций, открыты новые железнодорожные станции. И, конечно, полностью заменено оборудование управления движением поездов.



Неизменными остались только вагоны и локомотивы. Еще те, пятидесятых - начала шестидесятых годов, сделанные в Германии специально для детских железных дорог, которые тогда открывались почти в каждом большом городе Советского Союза.



Категория: Фотогалереи для раздела "Путешествия" | Добавил: defaultNick (14.01.2011)
Просмотров: 1799 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо и привет Челябинску! Часто вспоминаю.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017 | Создать бесплатный сайт с uCoz