Победителем
конкурса на здание новой Парижской оперы, которое заказал император
Наполеон III, стал малоизвестный тогда архитектор Шарль Гарнье. Проект в
стиле эпохи Второй Империи с веяниями римской архитектуры занял пятое
место из 171 принимавших участие проектов, в результате чего получил
шанс участвовать во втором туре. Гарнье выиграл второй тур, и в мае 1861
года, в возрасте 35 лет, архитектор приступил к возведению новой
Парижской оперы.
Денег Гарнье отвалили целую кучу, поэтому отделка здания была
выполнена по самым высоким стандартам качества, с использованием самых
дорогих материалов. Строили здание оперы долго — пятнадцать лет, с
перерывами на войны и парижские игры в Коммуну. Завершение работ к 30
декабря 1874 года вылилось в общую сумму расходов 36 миллионов франков
золотом. Получился грандиозный памятник эпохи эклектики в архитектуре в
модном тогда стиле «бозар».
Так как «Гранд Отель», в котором я остановился, расположен рядом с
Оперой, первым делом я отправился туда с намерением, наконец-то, попасть
внутрь здания и посмотреть на творение Гарнье. Стоит такой визит
недорого — всего за 9 евро вы можете погулять по разрешенным к посещению
местам Оперы и даже заглянуть в зрительный зал.

Здание Оперы (или как его теперь называют Оперы Гарнье — современная
Опера теперь есть на площади Бастилии) — безусловная архитектурная
доминанта этой площади, вокруг которой счастливо существуют дорогие
отели и магазины, включая недавно открытый Apple Store.

В 2000 году фасад отреставрировали, покрыли золотом то, что им было
покрыто когда-то, и теперь здание можно рассматривать бесконечно —
сколько здесь всего наворочено. Архитектурные детали, лепнина, античные
скульптуры, бюсты композиторов, растительный орнамент из камня — все это
сливается в одну бесконечную мелодию, рожденную изощренным умом
французского архитектора.

Ступени перед фасадом — одно из любимых мест отдыха горожан и
туристов. Здесь всегда намусорено, но это совершенно не мешает прохожим
греться на солнышке.

Так выглядит площадь перед зданием Оперы с балкона второго этажа.

Опера Гарнье завершает собой Оперный проспект (avenue de l’Opéra). Начинается же проспект зданием Лувра.

Зайдем же внутрь. Большое фойе для прогулок зрителей в антрактах.
Роспись на потолке — кисти Поля Бодри. Аллегорическую композицию из трех
плафонов и тридцати панно он писал в течение десяти лет (1864-1874).

Элементы архитектурной и декоративной отделки фойе.

Фойе с обратной стороны. Слева установлен бюст архитектора Гарнье работы скульптора Жана-Батиста Карпо.

Грандиозные люстры в фойе подчеркивают помпезность всего убранства зала.

Парадная лестница, ведущая в зрительный зал, салоны и фойе.

У стен — женские бюсты, над ними — аллегорические изображения различных исторических областей Европы в римской топонимике.

В зрительный зал можно заглянуть через одну из лож второго яруса. Зал рассчитан на 1900 зрителей.

Главная достопримечательность зрительного зала — потолок, расписанный в 1964 году великим Марком Шагалом.

Входная дверь в ложу.

Парадная лестница со стороны зрительного зала.

Парадная лестница объективом вверх.

Жаль, что я не взял с собой штатив, приходилось снимать на очень длинных выдержках и высоком ISO.

Фантастический по красоте и изяществу потолок одного из салонов.

Лестница на выход.

Пространство под центральным маршем парадной лестницы.

Боковой пролет лестницы, ведущей от входа.

Здание Оперы реставрируется — снаружи и внутри. Здесь трое молодых
людей выбивали стамесками поврежденные элементы напольной мозаики.

|